2012

Транспортная система равной доступности. Транспорт Удмуртии. Спецвыпуск

В течение прошлого года тема транспорта была одной из самых обсуждаемых во власти, в обществе, в СМИ. В основном в контексте безопасности. Тем более что и поводов было достаточно: теракт в Домодедово с 38 погибшими, гибель теплохода «Булгария» и 122 его пассажиров из 205, авиакатастрофа под Ярославлем, когда разбилась хоккейная команда «Локомотив». Надо ли перечислять многочисленные транспортные происшествия локального характера?.. На этом фоне само собой возникает вопрос о состоянии транспортной системы России: насколько она функциональна, управляема и надёжна. Насколько конфигурация транспортной сети российских регионов отвечает перечисленным требованиям?.. Дать ответы на поставленные вопросы мы попытаемся в сегодняшнем отраслевом обзоре «ДК».


Прогноз «на вырост»

По данным Министерства транспорта РФ, сегодня в транспортном комплексе Российской Федерации работает около 600 тысяч сертифицированных организаций, в которых задействовано более 10 млн транспортных средств. Интенсивное развитие отрасли ставит перед участниками рынка задачи по технологической и транспортной безопасности, повышению скорости передвижения, увеличению пассажиро- и грузопотока, снижению износа основных фондов, оптимизации инфраструктуры пассажирских перевозок и т.д.

Для достижения этих целей в 2010 году началась реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Однако финансовый кризис внёс коррективы в её реализацию в первый же год, и в 2010-м объём финансирования из федерального бюджета в рамках программы составил 238,6 млрд рублей, что примерно в два раза ниже первоначально утверждённого объёма.

В 2011 году программа была сбалансирована по мероприятиям и оптимизирована по финансам, для сохранения её итоговых результатов в январе 2012-го Минтранс РФ вышел с предложением о дополнительной корректировке программы и её продлении до 2019 года.

Напомним, что составными частями ФЦП являются подпрограммы по развитию различных сегментов транспортного комплекса, что вкупе позволит сформировать современную и эффективную транспортную инфраструктуру с ускоренным товародвижением и оптимальным уровнем транспортных издержек для экономики, с равнодоступностью услуг для всех слоёв населения, с хорошим уровнем конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, безопасной и устойчивой. 

Помимо общего увеличения протяженности сети автомобильных дорог, их плотности и качества, в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» должен вырасти спрос на автомобильные перевозки. При прогнозируемых темпах социально-экономического развития государства спрос на грузовые перевозки только автомобильным транспортом к 2015 году увеличится до 10,5 млрд тонн. Объём перевозок пассажиров автобусами и легковыми автомобилями к 2015 году вырастет до 35,8 млрд человек.

Ожидаемый рост количества транспортных средств и увеличение объёмов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведёт к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения к 2015 году на 40-50% по сравнению с 2006 годом. Однако для достижения намеченного федеральным властям во взаимодействии с руководством субъектов федерации и частным сектором необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных вопросов по организации устойчивой и безопасной работы «транспортного цеха» государства. 

Последнее со своей стороны несёт ответственность за нормативно-правовое обеспечение и за инфраструктурные объекты, находящиеся в государственной собственности и управлении. А частные компании ответственны за технологическую безопасность на собственных или арендованных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Как заявил в ноябре прошлого года на международном транспортном форуме по безопасности министр транспорта РФ Игорь Левитин, «эта ответственность должна иметь экономические, административные и уголовные последствия. Транспортные организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и грузов, должны нести полную ответственность за безопасность предоставляемой услуги. Поэтому нами сегодня совершенствуется законодательство, вносятся изменения в нормативно-правовые акты, направленные на усиление требований технологической безопасности».
 

Федеральным властям во взаимодействии с руководством субъектов федерации и частным сектором необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных вопросов по организации устойчивой и безопасной работы «транспортного цеха» государства.



В лидерах рынка

В Удмуртии система транспортных коммуникаций развита достаточно хорошо. Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России благодаря проходящим по её территории федеральным автомобильным и железным дорогам, а также водной артерии – реке Каме. 

По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР, в 2011 году объём услуг транспорта составил 14,3 млрд рублей, или 107,7% к 2010 году. Определяющее положение в отраслевой структуре занимает автомобильный транспорт – на его долю приходится более половины общего объёма перевозок грузов и до 60% общего объёма перевозок населения.

В настоящее время в республике автомобильными пассажирскими перевозками по пригородным и междугородным маршрутам в межмуниципальном сообщении занимаются около 50 хозяйствующих субъектов, из них 2 открытых акционерных общества, 15 обществ с ограниченной ответственностью и 33 индивидуальных предпринимателя. Функционирует 468 автобусных маршрутов, в том числе 93 городских, 282 пригородных, 69 междугородных и 24 межобластных.

По некоторым сведениям, помимо предприятий пассажирского автотранспорта, в республике действует порядка 160 зарегистрированных грузоперевозчиков. Правда, из них в полную силу работает не более 10%. А если учитывать, что за многими стоят частники или одиночные диспетчеры, в распоряжении которых находится один-два грузовика, а также сетевые транспортно-экспедиционные компании, то региональный рынок грузоперевозок напоминает скорее сборный пирог, нежели жёстко структурированный (и контролируемый) отраслевой сегмент.

Тем не менее статистика свидетельствует о росте объёма грузоперевозок (+3%) и грузооборота (+12,5%) по кругу деятельности крупных и средних транспортных предприятий (включая предприятия численностью менее 15 человек) по итогам 11 месяцев 2011 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего. Наиболее значительный рост (+33,5%) по грузообороту демонстрирует автомобильный транспорт. 

Устойчивую динамику в последнее время приобрели и пассажирские перевозки. В 2011 году крупными и средними организациями автомобильного транспорта перевезено более 168 млн человек (рост +3,6), темп роста пассажирооборота составил 102,9%. Это одни из лучших показателей в Приволжском федеральном округе.

Самые крупные пассажирские автоперевозчики республики – ОАО «Удмуртавтотранс» и ОАО «ИПОПАТ». Также услуги по перевозке пассажиров по республике и за её пределы предоставляет ОАО «Автовокзалы Удмуртии», объединяющее 4 автовокзала, 23 автостанции и 5 кассовых пунктов. Важно подчеркнуть, что с предприятием работает около 60 организаций-перевозчиков.

Ежедневно с автовокзала г. Ижевска отправляется более 400 автобусов. Свой весомый вклад в увеличение пассажиропотока вносит МУП «ИжГор-ЭлектроТранс», которое состоит из 2 троллейбусных парков и 2 трамвайных депо. За 2011 год предприятие перевезло более 100 млн пассажиров.
 



Экспертное мнение Андрея Батова, генерального директора МУП «ИжГорЭлектроТранс»:

– Прошлый, 2011 год для «ИжГЭТ» складывался непросто. Задолженность фактически во все социальные фонды, долги по налогам и перед кредиторами – всё это сплеталось в сложный клубок. К началу 2011 года кредиторская заложенность «ИжГЭТ» увеличивалась на 20 млн каждый месяц. При этом перед предприятием была поставлена задача не просто любой ценой стабилизировать финансовое положение, но и сохранить работоспособность, совершенствовать качество услуг, внедрить ряд крупных проектов.

Удалось многое. Нагляднее всего это могут продемонстрировать следующие цифры: от текущей деятельности в I квартале мы получили убыток в 33,7 млн рублей, а в IV квартале 2011 года смогли выйти на прибыль в 2 млн рублей. Убыток 2011 года в три раза сократился по сравнению с результатом 2010 года. Стабильность финансового положения демонстрирует также и тот факт, что предприятие не имеет просроченной кредиторской задолженности.

Как удалось добиться этого результата? Одним из главных направлений была, безусловно, оптимизация расходов предприятия. При этом необходимо было подходить к вопросу так, чтобы сохранить ключевые направления работы, касающиеся обеспечения безопасности перевозки, а также потенциально важные для будущего технологического развития.

Снижению непроизводительных расходов способствовал масштабный проект, который также начал реализовываться в 2011 году, – внедрение электронной системы оплаты проезда. Нам опережающими темпами удалось осуществить полный переход на электронный проездной билет, предложить своим пассажирам принципиально новый продукт – транспортную карту «Электронный кошелёк», внедрить транспортную карту пенсионера г. Ижевска. 

Не останавливались в прошедшем сложном году и проекты, связанные с обеспечением технической готовности подвижного состава. Заменено 800 м трамвайного пути, 4300 м контактной сети, проводился капитально-восстановительный ремонт трамваев и троллейбусов. Последнее направление получило в прошлом году новое развитие. Так, разработана и утверждена концепция, в рамках которой ижевский трамвай кардинально изменит и свой внешний вид, и технические характеристики – срок службы вагона продлевается на 7-10 лет и достигается экономия электроэнергии на 30%.

По некоторым сведениям, помимо предприятий пассажирского автотранспорта, в республике действует порядка 160 зарегистрированных грузоперевозчиков. Правда, из них в полную силу работает не более 10%.



По воздуху и по воде

В сравнении с автоперевозками показатели деятельности других сегментов рынка транспортных услуг выглядят скромнее. Положительную динамику демонстрирует только ОАО «Ижавиа», которое в 2011 году значительно расширило географию полётов, обеспечив увеличение объёма выполненных работ. Темп роста перевозки пассажиров составил 109,3%, грузов и почты –108,6%.

На сегодняшний день авиационный парк ОАО «Ижавиа» состоит из 11 воздушных судов типа Як-42Д, АН-24, АН-26, Ту -134. На балансе предприятия находится аэропортовый комплекс с наземной инфраструктурой. С начала 2011 года базовым аэропортом является не только аэропорт в Ижевске, но и воздушные порты Самары, Тюмени, аэропорт «Домодедово».

На железнодорожном транспорте деятельность осуществляют три пригородные железнодорожные компании – ОАО «Содружество», ОАО «Волго-Вятская пригородная компания» и ОАО «Пермская пригородная компания», которые имеют договоры с республикой. За 2011 год в пригородном сообщении перевезено 3,3 млн пассажиров, темп роста составил 102,8%. Темп роста перевозки грузов составил 101,8%.

По решению Правительства УР пригородным компаниям были предоставлены субсидии на возмещение потерь в доходах, возникших в результате регулирования тарифов, из бюджета Удмуртской Республики в сумме 60,9 млн рублей.

На внутреннем водном транспорте увеличение спроса на нерудные строительные материалы предприятиями стройиндустрии привело к росту переработки грузов на 56,3%, при этом перевозка пассажиров составила 32% относительно 2010 года. Снижение количества перевезённых пассажиров связано с запретом надзорных органов эксплуатации теплохода ПТ-125.
 



Экспертное мнение Олега Гарина, министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики:

– Руководство республики оказывает транспортной отрасли пристальное внимание. Благодаря этому мы смогли сохранить таких крупных перевозчиков, как «Удмуртавтотранс», ИПОПАТ, ИжГЭТ. По уровню пассажирских автоперевозок Удмуртия находится на втором месте в ПФО. Во многом решению проблем транспортной отрасли способствует реализация РЦП «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в УР на 2010-2014 годы».

В частности, в рамках программы профинансировано проведение научно-исследовательской работы «Развитие и координация работы городского пассажирского транспорта в Удмуртской Республике (в г. Воткинске)» в размере 200 тыс. рублей. С 2011 года производится возмещение части затрат организациям автомобильного транспорта общего пользования на уплату процентной ставки по лизинговым платежам и кредитам, полученным на приобретение подвижного состава. В 2011 году на эти цели из бюджета республики было направлено 5 млн рублей. В результате удалось снизить износ автобусного парка с 65 до 25-30%. Это хороший показатель. 

В целях оптимизации материально-технической базы и лётной годности воздушных судов в прошлом году в уставный фонд предприятия «Ижавиа» из республиканского бюджета было инвестировано 70 млн рублей. Ещё 80 млн рублей за счёт дополнительных доходов бюджета выделено в текущем году. Эти средства пойдут на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по выполнению воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты, других грузов, а также на содержание, развитие и эксплуатацию аэропорта. 

Весомой мерой господдержки является предоставление льгот по налогу на имущество предприятиям, реализующим инвестиционные проекты. В настоящее время ОАО «Удмуртавтотранс» осуществляет проект «Развитие перевозок общественным транспортом в Удмуртской Республике», ОАО «ИПОПАТ» – проект «Инвестиционный план обновления автопарка».

За девять месяцев 2011 года фактический объём инвестиций в реализацию проектов составил 435,6 млн рублей. Объём налоговых платежей в республиканский бюджет от реализации проектов составил 25,2 млн рублей, сумма льгот по налогу на имущество – 6,9 млн рублей. 

На территории республики обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. Законом о бюджете Удмуртской Республики на 2011 год на эти цели были выделены денежные средства в сумме 289,8 млн рублей, на текущий год предусмотрено 314 млн рублей.

Деньги выделяются на покрытие убытков по пригородным перевозкам пассажиров в сельской местности и на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения.

С нынешнего года в зоне ответственности нашего министерства включены вопросы организации и проведения техосмотра транспортных средств. На сегодня в Удмуртии 7 операторов, предоставляющих услуги ТО. Этого более чем достаточно, чтобы упорядочить систему техосмотров, удовлетворить потребности автовладельцев, избежать очередей.



В режиме безопасности

Самое пристальное внимание в работе предприятий транспортного комплекса Удмуртии уделяется вопросам безопасности и антитеррористической защищённости. В 2011 году в рамках программы безопасности дорожного движения на автобусы городских маршрутов ОАО «Удмуртавтотранс» установлены видеорегистраторы, позволяющие вести запись дорожной обстановки, как за бортом автобуса, так и в салоне, в режиме реального времени. На ОАО «Автовокзалы Удмуртии» по периметру территории установлены забор, рамки металлоискателя, видеокамеры и т.д.

Повышению контроля за соблюдением требований в сфере транспортной безопасности способствует проведение мероприятий по оснащению транспортных и технических средств аппаратурой контроля и мониторинга на базе спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В республике такая работа проводится, создаётся региональный диспетчерский центр мониторинга транспорта. Это позволит не только повысить безопасность перевозок путём автоматизированного учёта и контроля за движением транспорта, но и сформировать механизмы экономии горюче-смазочных материалов и прочих расходов. 

Ещё одной задачей в области безопасности является обновление подвижного состава. В 2011 году автотранспортными организациями с использованием лизинга приобретено 165 автобусов, введены в эксплуатацию новые плацкартные вагоны в составе фирменного поезда «Италмас» сообщением Ижевск-Москва.

Тем самым Удмуртия движется в общероссийском тренде развития транспортной системы: конкурентоспособность, технологичность, безопасность. Только при соблюдении этих условий отрасль сможет стать не только социально ориентированной, но и экономически эффективной.


Анна Малых


Перевозки в формате высоких технологий. Транспорт Удмуртии. Спецвыпуск >>>


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"