2012

ЗаГРУЗим по полной. Транспорт Удмуртии. Спецвыпуск

В России автомобильные перевозки считаются наиболее востребованным видом доставки грузов. По оценкам экспертов, в 2011 году спрос на эти услуги повысился, что характерно и для местного рынка. По данным Удмуртстата, в январе-ноябре 2011 года грузооборот по кругу крупных и средних автотранспортных предприятий составил 114,5 млн т-км, что на 33,5% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.


Наследие прошлого

Сегодня на местном рынке работает ряд крупных региональных компаний, сохранившихся ещё с советских времён. Сюда относится ЗАО «Автоколонна 1226». Наследство, которое досталось ей от СССР, – свой автопарк, правда, уже не такой мощный, как в былые годы, когда количество машин превосходило 300 единиц (сейчас – менее 100), ремонтная база, огромные площади. Всё это помогает держаться на рынке.

Другое специализированное автотранспортное предприятие, существовавшее в советский период, – Автоколонна 1918 – не смогло выжить в условиях рыночной экономики и было ликвидировано.

Практически все крупные предприятия республики имели свои транспортные подразделения, многие из которых на волне реформ выделились в самостоятельные субъекты, частично сформировав региональный рынок грузоперевозок. Так, в Глазове на базе автопарка ЧМЗ появилось и удачно вписалось в структуру современного рынка предприятие нового типа – ООО «УАТ», занимающееся грузоперевозками, активно осваивающее направление аутсорсинга.

На сегодняшний день самой большой автобазой в республике является база ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России», образовавшаяся в конце прошлого года в результате слияния двух строительных трестов – ФГУП УССТ № 6 и УССТ № 8. Предприятие обеспечивает грузоперевозки только своего ведомства.

Кроме него в городе существует работоспособный транспортный цех механического завода, который также обслуживает только нужды завода, на балансе которого и находится.

Остальные региональные предприятия, имеющие собственный транспортный цех, отдают свои машины в пользование по договору найма всем, кто в них нуждается: от частника до крупной компании. 

Младое племя

На рынке успешно работает множество молодых транспортных компаний, которые начали свою деятельность с нуля и в течение нескольких лет заслужили репутацию надёжных перевозчиков. У них есть свой автопарк, который состоит не только из собственных машин, но и большей частью из наёмного транспорта. В некоторых компаниях он доходит до 20 единиц и более, что является признаком крупного предприятия.

В количественном выражении огромную долю регионального рынка занимают филиалы крупных российских компаний – московских, екатеринбургских, нижегородских. Их профиль – перевозка по территории РФ небольших партий грузов, собранных от разных клиентов.

Как отмечает один из наших экспертов – представитель филиала федерального грузоперевозчика, уровень рентабельности сборных перевозок выше, чем транспортировка полной фуры груза от одного клиента. К тому же клиентов, готовых заполнить всю фуру, надо ещё поискать. Филиалы не имеют своего парка для перевозки грузов по городу и республике, они нанимают машины у небольших ижевских транспортных компаний. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам.

По оценке наблюдателей, 90% удмуртского рынка сборных грузоперевозок занимают филиалы крупных российских транспортных компаний, рынок «полных фур» на 70% состоит из мелких автопредприятий (менее 5 машин) и частников.



Не имей сто рублей

Проблема номер один рынка грузоперевозок – поиск клиента. Практически все компании имеют свои сайты в Интернете, что является хорошим подспорьем в привлечении клиентов, хотя в большинстве случаев заказы появляются благодаря личным связям руководителей и рекомендациям потребителей. «Это служит довольно действенным способом развития бизнеса, даёт возможность двигаться вперёд», – говорит директор ООО «Сапфир» Илья Горохов.

В борьбе за клиента участники рынка стараются сдерживать цены на свои услуги и даже демпинговать, считая это вынужденной, но необходимой мерой, поскольку свободных клиентов, в частности на рынке сборных грузов, давно не осталось, но конкурентов это не останавливает. 

Рифы тарифов

Вторая проблема участников рынка – дисбаланс между себестоимостью и ценой услуг. При растущих затратах последние должны быть конкурентоспособными в тарифах.

Директор одного из удмуртских филиалов поделился своим способом выживания на рынке сборных грузов: «Цены мы поднимаем один раз в год, в этом году планируем повысить примерно на 10%, тогда как стоимость на ГСМ выросла на 20%. Оставляя цены прежними, мы теряем рентабельность. Сейчас она у нас ниже, чем в начале 2011 года, но мы выигрываем за счёт большого грузооборота и обширной клиентской базы.
 
Какие-то участники рынка чувствуют, что в этой гонке проигрывают нашей компании, поэтому, чтобы выжить, они просто-напросто сильно подняли цены на свои услуги. Другими словами, им достаточно перевезти в 10 раз меньше, чем нам, а прибыль они получат такую же, как и мы. Мы закладываем в свой тариф 10-20% рентабельности, они – не менее 50%. Всё это благодаря наличию своего постоянного клиента, а вот каким образом они его удерживают – это их секрет. Так что разница в тарифах на этом рынке может составлять 30-40%». 

Охранная грамота грузоперевозок

Наконец, третьей серьёзной проблемой рынка является обеспечение безопасности. Все прекрасно понимают, что в автомобилях транспортируется большой объём дорогих грузов. Ценник одной машины колеблется от миллиона рублей до нескольких миллионов долларов. Поэтому уважающие себя компании оснащают все свои машины приборами спутниковой навигации. Предпочтения отдают системе GPS, считая ГЛОНАСС недоработанной.

В крупных российских фирмах отработана целая серия мероприятий, помогающих защитить машины от кражи. Служба спутникового мониторинга в режиме он-лайн отслеживает движение каждого автомобиля. При задержке машины в пути или её отклонении от маршрута следования с водителем незамедлительно связываются по сотовой связи. В том случае, если он не отвечает, сообщается в органы внутренних дел, с которыми в регионах налажено тесное сотрудничество.

Следующее мероприятие, обеспечивающее безопасность, – страхование. Уважающие себя и своих клиентов компании обязательно страхуют все грузы на случай кражи, ДТП, действия третьих лиц. Понятно, что это могут себе позволить далеко не все транспортные фирмы. Директор регионального филиала рассказал: «Обязательное страхование грузов является конкурентным преимуществом всех крупных транспортных предприятий. Без этого на нашем рынке слишком рискованно работать. Кроме того, мы предлагаем клиенту дополнительно застраховать свой груз.

Если посмотреть условия такой страховки, то можно увидеть: стоимость услуги от этого увеличивается всего на 0,15% от стоимости груза, не более. Ко мне часто обращаются коллеги из мелких местных компаний, интересуются, как застраховать груз заказчика. Этого требуют сами клиенты, они готовы отдать серьёзный груз при условии, что он будет застрахован.

Но дело в том, что в Ижевске страховые компании не решаются страховать груз без его предъявления. В большинстве же случаев это сделать невозможно – клиент требует сегодня же выехать, чтобы через день-два груз уже был в Москве или в Санкт-Петербурге. Приглашать на каждую перевозку страхового агента, чтобы он всё осмотрел и оценил, не только некогда, но и накладно. В нашей компании груз страхуется без его предъявления, но на условии предоставления страховой фирме определённого комплекта документов».

И ещё один важный момент. Серьёзные транспортные компании серьёзно относятся к подбору персонала, подключая к этой работе службу безопасности. При необходимости они прибегают к проверке своих сотрудников на полиграфе. Обязательной процедурой является медосвидетельствование водителей перед каждым рейсом.


Вместо заключения

Предприятия, которые сегодня работают на рынке грузоперевозок Удмуртии, изучили региональный рынок досконально, знают своих клиентов и работают по строго выстроенной схеме. Но можно ли сказать, что чувствуют они себя уверенно? И да, и нет.

После того как в 2009 году на российском рынке закрылось 20-30% фирм-грузоперевозчиков, на нём снова чувствуется оживление – появилось много новых компаний, которые работают в выгодном направлении сборных перевозок. Однако на удмуртский рынок они не торопятся, потому что в экономическом плане он мало привлекателен. К тому же конкуренция здесь и так довольно жёсткая. Как изменится ситуация в ближайшем будущем, во многом будет зависеть от развития реального сектора экономики и состояния потребительского рынка.


Надежда Филинова

Дело техники. Транспорт Удмуртии. Спецвыпуск >>>


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"