2012

Воспитание вузом

Прошедшее в конце февраля в Ижевске совещание председателей Совета ректоров вузов ПФО на тему «Актуальные вопросы научной политики и внедрения инновационных технологий в высших учебных заведениях» обозначило ключевые проблемы высшей школы. Среди них, несмотря на специфику заявленной темы, целый ряд вполне «земных»: создание непрерывной системы профессиональной подготовки и переподготовки; необходимость корректировки нормативно-правовой базы технопарков, созданных на базе высших учебных заведений; повышение студенческих стипендий и заработной платы преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений; дефицит мест в студенческих общежитиях; жилищные проблемы профессорско-преподавательского состава. Словом, целый сонм вопросов, требующих решения, если Россия действительно хочет иметь крепкую и конкурентоспособную высшую школу.

Участие в совещании приняли полпред Президента РФ в ПФО Михаил Бабич, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, Президент Удмуртии Александр Волков, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий, председатель Союза ректоров Удмуртии, ректор ИжГТУ Борис Якимович. Столь высокое представительство делало мероприятие если не государственным по статусу, то государственным по сути. Ведь высшая школа в России больше, чем высшая школа и собственно высшее образование. Это эталон развития общества. И её состояние является прямым отражением уровня цивилизации и отношения государства к социальному здоровью нации. Неслучайно лейтмотивом встречи в Ижевске стала воспитательная функция высших учебных заведений и их ответственность за формирование среди российского студенчества духа патриотизма и гражданской ответственности. 

Студентом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

По мнению полпреда, воспитательная функция, которую в последние годы многие вузы значительно ослабили, должна вернуться в стены учебных заведений высшего звена. 

– Функция вуза должна быть не только образовательная, но и воспитательная, – заявил по итогам совещания Полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич. Сегодня нужно говорить о гражданской и нравственной позиции студентов и преподавателей в отношении своей страны, общественно-политического строя, других моральных ценностей. Люди должны уметь выразить свою позицию. Если в вузах появится воспитательная функция, то будет формироваться гражданско-нравственная позиция человека – студента, преподавателя, отвечающая реалиям современного дня и мировоззрению молодёжи.

– У современных молодых людей есть определённый недостаток – мало ответственности, – продолжает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. – Они считают, что все процессы в государстве идут сами по себе и, в общем, все могут плыть по течению, а могут не по течению… В любом случае молодое поколение не осознаёт необходимости нести ответственность за свои действия.

В современном обществе не хватает откровенного и заинтересованного разговора между разными поколениями, между разными участниками образовательного процесса. Родители заняты, потому что они работают, преподаватели заняты, потому что они бегают из одного вуза в другой по совместительству, студенты заняты тем, что они хотят «тусоваться», – и, в целом, никто не заинтересован, чтобы вырабатывать совместную точку зрения, совместную позицию. Вот поэтому вузы, как авангард образовательного сообщества, должны взять на себя воспитательную функцию.

Качественное образование «здесь и сейчас»

На фоне заявлений о необходимости повышения воспитательной роли высшей школы остро звучали вопросы качества вузовского образования. 

– Современное высшее образование в России должно быть конкурентным, основанным на применении новейших технологий, методик преподавания, ориентированным на привлечение в вузы лучших преподавателей, способных дать современные знания, – подчеркнул Михаил Бабич. – Когда студенты будут стремиться эти знания получить и поймут, что единственный ключ к их успеху в будущем – это получение качественных знаний, тогда, подкрепив всё это материально-техническими условиями, мы сумеем создать нужную среду, нужную атмосферу, и у нас будет лучшее образование.

Для достижения этих целей вузам, по мнению Андрея Фурсенко, необходимо не только перенимать лучшие технологии и методики работы, но и отслеживать качество преподавания в учебных заведениях, более ответственно подходить к подбору кадров.

Преподаватели в университетах должны быть конкурентоспособными и, соответственно «воспитательной доктрине», являться образцом гражданина, патриота и интеллигента. И, конечно же, ничего не получится, если студенты сами не будут стремиться к знаниям и не придут к пониманию того, что получение качественного фундаментального образования необходимо «здесь и сейчас». «Мы работаем над созданием необходимых условий, но и вузы должны почувствовать дополнительную ответственность, которая на них возлагается», – заметил министр.
 

Стипендии и зарплаты будут повышать

«Мы» из уст федерального чиновника звучит обнадёживающе. Понятно, что для того чтобы обеспечить получение фундаментальных знаний, всем участникам образовательного процесса нужна база: законодательная, административная, материально-техническая, социальная. И о выполнении всех этих условий должно позаботиться государство, поскольку, как сказал Виктор Садовничий, образование – это государственный приоритет. 

Например, нужна корректировка нормативно-правовой базы по созданию и функционированию технопарков при вузах. В настоящий момент не выработаны чёткие законодательные критерии определения технопарков, нет конкретных механизмов стимулирования инновационной деятельности технопарков, представления об услугах и проектах, которые они могут реализовывать. Многие технопарки не владеют информацией об инвесторах, а инвесторы не торопятся вкладывать свои средства, потому что не ясна роль государственной поддержки технопарков. 

Остро стоят социальные вопросы, поэтому в числе основных, обсуждаемых на совещании в Ижевске, была инициатива руководства страны о повышении стипендий студентов и зарплаты преподавателей высших и средних профессиональных учреждений.

Михаил Бабич подчеркнул: «Это ожидаемое решение. Необходимо значительную часть студенчества, особенно тех, кто нуждается в этом, материально поддержать. Существующая социальная стипендия не может решать материальных проблем студентов. Поэтому мы делаем сегодня первый шаг, который будет иметь дальнейшее развитие.

Сегодня жизненно необходимо создать такие условия, чтобы студенты, получая образование, меньше думали о том, как себя прокормить. Понятно, что идеальные условия сиюминутно создать невозможно, но делать последовательные шаги необходимо. Студенты должны получать образование, фундаментальные знания, а не заниматься подработками. И государство должно позаботиться об этом».

Также государство обещает обратить внимание на проблемы дефицита мест в студенческих общежитиях и обеспечения жильём профессорско-преподавательского состава. Требуя у высшей школы усиления воспитательной функции, оно выражает готовность более детально и заинтересованно подходить к решению назревших проблем. По крайней мере, активная деятельность в данном направлении накануне президентских выборов выглядела достаточно убедительно. Не пропал бы политический запал.
 

Александр Волков, президент Удмуртии
Александр Волков, президент Удмуртии
– Заработную плату преподавателей и стипендии, безусловно, надо повышать, и повышать существенно. Но это повышение ни в коем случае не должно быть «механическим». Владимир Путин справедливо связывает рост заработной платы и стипендий с ростом качества образования: больше будет получать тот преподаватель, который лучше учит, и тот студент, который лучше учится. А те, кто читает лекции по конспектам 1970-1980-х годов, кто рассматривает учебное заведение как место для «тусовки», вполне обойдутся и без государственной поддержки. России нужны преподаватели, увлечённые наукой и способные заразить своим увлечением студентов. России нужны молодые специалисты с активной жизненной и гражданской позицией, которые обладают самыми современными знаниями и готовы к их постоянному пополнению. Вузы должны стимулировать стремление преподавателей и студентов приносить как можно больше пользы государству и его гражданам. В этом одна из ключевых воспитательных функций современного вуза.
Андрей Кузнецов, министр образования и науки Удмуртии
Андрей Кузнецов, министр образования и науки Удмуртии
– Большое внимание на совещании было уделено вопросам возрождения воспитательной работы в вузах. С тем, что в данном направлении есть недоработки, согласились все участники встречи и договорились «вспомнить старое», обратиться к опыту советских времен, когда воспитательная работа в вузах была в числе основных. Думаю, что в ближайшее время будут приняты достаточно серьёзные документы, которые послужат мотивации вузов усилить работу в данном направлении. В чём это будет выражаться конкретно, пока сказать трудно. Возможно, показатели воспитательной работы будут внесены в перечень аккредитационных показателей, или появятся какие-то другие критерии оценки – это достаточно многоплановая тема, её проработкой займётся специальная комиссия, которая подготовит соответствующие предложения. Кроме того, на мой взгляд, грядёт серьёзное движение по студенческому самоуправлению. Это направление тоже необходимо возрождать. В прежние времена в руках студентов был достаточно широкий блок вопросов. Что мешает вернуться к этому сегодня?.. Думаю, очень скоро появятся документы, которые определят развитие и этого направления.

Татьяна Шмелёва
 

Библейская доктрина УБЭП  > > >


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"