2012

Россия 2030. Космическая одиссея

В современной жизни человечества космонавтика играет всё более и более важную роль. С её помощью решаются задачи информационного обеспечения, включая спутниковую связь, высокоточную космическую навигацию, дистанционное зондирование Земли, проводятся исследования, связанные с расширением познаний о космосе за пределами околоземного пространства, а также выполняется определённый круг программ оборонного назначения. В России, которая занимает седьмую часть планеты, использование спутниковых технологий для государственного управления и коммуникации с удалёнными районами является вопросом национальной безопасности. Улучшение состояния ракетно-космической промышленности следует считать ключевым условием повышения эффективности и качества создаваемой ракетно-космической техники.


По интенсивности космической деятельности – количеству запущенных космических кораблей и аппаратов – Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет.

Свыше 100 стран осуществляют те или иные проекты, связанные с космосом, но лишь три государства (США, Китай и Россия) реализуют все направления, в том числе занимаются пилотируемой космонавтикой. 

РФ ежегодно обеспечивает до 40% всех космических пусков в мире и располагает всем необходимым для увеличения своей доли ещё на 5-10%. При этом, в соответствии с поставленными руководством страны задачами, Россия не должна ограничиваться лишь ролью международного космического перевозчика. Благополучие и процветание отрасли во многом зависит от способности расширять своё присутствие на глобальном космическом рынке в целом, который, начиная с 2003 года, вырос в 2,5 раза и составляет около 200 миллиардов долларов США.

Во всех ведущих космических державах наибольшая часть финансовых ресурсов для развития соответствующих проектов предоставляется государством. В РФ, согласно закону о космической деятельности, создание и использование космической техники в научных и социально-экономических целях осуществляется на основании федеральной космической программы, функции государственного заказчика по реализации которой выполняются Федеральным космическим агентством (Роскосмос). 

Необходимо отметить, что объёмы финансирования в рамках Федеральной космической программы постоянно увеличиваются. В 2012 году предусмотрено выделение 150 миллиардов рублей, в 2013-м – не менее 170 миллиардов рублей, а в 2014-м планируется освоить не менее 200 миллиардов рублей. По оценкам Роскосмоса, в дальнейшем на реализацию стратегии развития ракетно-космической отрасли России до 2030 года необходимо 150-200 миллиардов рублей ежегодно.

На настоящий момент по уровню государственного финансирования космических программ Россия занимает четвёртое место в мире после США, ЕС и Китая.

Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш) представил в Роскосмос 3 стратегических сценария освоения Солнечной системы до 2050 года. Сценарии предполагают расширение присутствия обитаемых кораблей на околоземных орбитах и включают полёты на Луну, создание исследовательских баз на Луне и пилотируемое освоение Марса.

Задачи ближайшего и далёкого будущего

Объёмы вышеуказанных финансовых ресурсов, требующихся российской ракетно-космической отрасли, определяются целями и задачами, выполнение которых будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию всей национальной экономики. Рассмотрим некоторые из них.

Сейчас на околоземной орбите вращается около 100 российских космических аппаратов, использующихся по назначению. По расчётам экспертов, в 2030 году для обеспечения потребностей государства, населения и субъектов хозяйственной деятельности будет необходима космическая группировка в объёме не менее 175 аппаратов.

Кроме того, в ближайшее десятилетие запланирован запуск 100 спутников военного назначения, которые обеспечат Вооруженные силы РФ разведывательной информацией нового качества, более помехоустойчивой широкополосной связью, позволят обнаруживать запуски не только баллистических, но и крылатых, оперативных и оперативно-тактических ракет.

Активно реализуется федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», направленная на дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС за счёт внедрения передовых технологий спутниковой навигации. В течение 2010-2011 годов ситуация с ГЛОНАСС кардинально изменилась.

С увеличением орбитальной группировки с 18 до 31 спутника спутниковый компонент навигационной системы сформировался полностью. Проектный срок активного существования новых спутников на орбите вырос до 10 лет, повышена надёжность навигационных определений. Появилась в большом количестве пользовательская аппаратура, вдвое увеличилась точность определения координат. 

В дополнение к национальной навигационной системе Россия принимает участие в создании европейского аналога: для запусков европейских спутников «Галилео» используются российские ракеты «Союз». В Евросоюзе контракты заключены на производство и запуск 18 спутников, которые позволят системе к 2014 году начать работать в режиме минимальной функциональности.

Формирование полноценной сети с глобальным покрытием планируется не ранее 2016 года. Согласно изначальному плану «Галилео» уже должна была бы функционировать, но из-за коммерческих и политических разногласий между европейскими странами, а также возражений со стороны США, проект затянулся. 

Что касается перспективных научных разработок, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш) представил в Роскосмос 3 стратегических сценария освоения Солнечной системы до 2050 года. Сценарии предполагают расширение присутствия обитаемых кораблей на околоземных орбитах и включают полёты на Луну, создание исследовательских баз на Луне и пилотируемое освоение Марса

До 2020 года Россия планирует запустить к Луне два автоматических аппарата – «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». Кроме того, разрабатывается перспективная пилотируемая транспортная система, которая будет способна долететь до Луны.

При этом целью проекта является не просто оставить след на инопланетном объекте, как в 1969 году, а именно обеспечить полезный результат, заключающийся в создании внеземных баз и освоении ресурсов естественного спутника Земли. В связи с этим Роскосмосом даже объявлен открытый конкурс в космонавты, и любой гражданин РФ, имеющий техническое или медицинское образование, может принять в нём участие. 

Россия также намерена повторить миссию «Фобос-грунт», попытка начать которую в ноябре 2011 года закончилась аварией. В данном конкретном случае возможной альтернативой является участие в программе «Экзомарс» Европейского космического агентства, которое ранее обратилось в Роскосмос с предложением присоединиться. Российская сторона заявила о готовности сотрудничать при условии полноценного участия в проекте, превышающего функцию предоставления средств перевозки грузов. 

РФ определённо занимает лидирующие позиции в вопросах эксплуатации Международной космической станции (МКС). Прежде всего, управление всей МКС и орбитальными полётами к ней осуществляется из двух центров: Хьюстон и подмосковный Королёв. Но с 2011 года доставка международных грузов и экипажей ведётся только российскими кораблями «Прогресс» и «Союз». По заявлениям NASA, свой корабль для полётов астронавтов в космос появится у США не ранее 2013-2014 года.

Значительное внимание уделяется организации эффективных пусковых площадок на собственной территории, что устранит текущую зависимость от иностранных государств. В частности, в 2012 году планируется завершить все строительные работы на новом космодроме «Восточный» в Амурской области.
 
На настоящий момент налажена система электроснабжения, идёт строительство железных и автодорог. Запуск первой ракеты должен состояться к 2015 году. Ранее сообщалось, что на создание будущего космодрома «Восточный» выделяется 250 миллиардов рублей. 

Россия также продолжает развивать проект «Морской старт», предусматривающий запуск космических аппаратов с морской платформы (принадлежит РКК «Энергия»). Платформа может доплыть до экватора и, по сути дела, в самых выгодных условиях осуществить запуск ракетоносителя. Для того чтобы проект был рентабелен, необходимо осуществлять 3-4 пуска в год, и на ближайшие 2 года такие контракты подписаны. 

Вышеизложенные планы во многом определяют загрузку российских предприятий, работающих на космос, на краткосрочный и долгосрочный периоды.
 

Стратегия развития во главу угла ставит преодоление человеческого фактора для устранения негативных тенденций, предлагается воссоздать школу главных конструкторов и наладить конкуренцию среди предприятий ракетно-космической промышленности.



Состояние и перспективы предприятий ракетно-космической отрасли РФ

Ракетно-космическая промышленность является одной из наиболее технически развитых отраслей машиностроения с высокой степенью кооперирования и концентрации производства, и её развитие является одним из ключевых приоритетов российской промышленной политики. Профильная продукция отрасли является высоконаукоёмкой: объём НИОКР по стоимости сопоставим с объёмом выпуска товарной продукции, а при интенсивной смене поколений техники и технологий может и превышать его. 

В целом российская космическая отрасль, созданная во времена СССР, вполне конкурентоспособна на мировом рынке, но тем не менее по причине значительного сокращения военных и других программ, осуществлявшихся в советском прошлом, остаётся загруженной менее чем на 50% (оценка Рос-космоса). Кроме того, недофинансирование периода 1990-х годов привело к отставанию от западных производителей в ряде технологий, зависимости от импортных комплектующих, а также нанесло ущерб безупречности системы контроля качества.

В частности, руководитель Федерального космического агентства В.А. Поповкин в интервью радиостанции «Эхо Москвы» 02.02.12 отметил, что одной из причин неудачного запуска аппарата «Фобос-грунт» следует считать устаревшую элементную базу. В том же выступлении В.А. Поповкин обозначил ещё одну серьёзную проблему: продолжается старение научных и технических кадров, отток высококвалифицированных специалистов, снижается уровень поступления в организации отрасли выпускников профессиональных образовательных учреждений, а работа со студентами и взаимодействие с вузами носит «очаговый» характер». 

Данные проблемы не соответствуют задачам государственной политики в ракетно-космической сфере, которая предусматривает формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. 

С целью достижения технологического лидерства на избранных сегментах рынка Рос-космосом разработана Стратегия развития ракетно-космической отрасли до 2030 года, проект которой был представлен вице-премьеру Правительства России Дмитрию Рогозину в феврале 2012 года. 

Стратегия ориентирована на преодоление ситуации, сложившейся в 90-х годах прошлого века, но вместе с тем не направлена на создание как можно большего количества космических аппаратов, двигателей и другой ракетно-космической техники. На настоящий момент модернизация производства и внедрение новых технологий имеют гораздо большее значение. Безусловно, мгновенно создать, например, отечественную электронную компонентную базу невозможно, для этого требуется перепрыгнуть через 2-3 поколения микросхем. Но движение в этом направлении необходимо.

По словам разработчиков, стратегия развития во главу угла ставит преодоление того самого человеческого фактора, который принято винить в большинстве неудач постперестроечного периода. Для устранения негативных тенденций предлагается воссоздать школу главных конструкторов и наладить конкуренцию среди предприятий ракетно-космической промышленности.

Кроме того, активизация работы с персоналом требует соответствующего материального и морального стимулирования – достойного уровня зарплаты, социальных благ, объединяющей идеи. Следует помнить, что высокотехнологическая продукция – это не только новое оборудование, которое легко приобрести. Фактическое конструирование космической техники потребует 1-2 поколения сотрудников: для создания школы двигателестроения, школы автоматических космических аппаратов, баллистиков и пр. 

Предстоящие преобразования повлекут за собой и структурную реорганизацию отрасли, попытки осуществить которую предпринимались уже неоднократно. 

Ранее Роскосмос настаивал на реализации плана по объединению всех предприятий и научных организаций российской космической промышленности в шесть укрупнённых холдингов по направлениям деятельности, в рамках которых каждый производитель конечной продукции собирал под себя всю кооперацию. Однако со сменой руководства Федерального космического агентства процесс вертикальной интеграции был приостановлен.

По мнению руководителя Роскосмоса В.А. Поповкина, отрасль перенасыщена и требует горизонтальной интеграции, которая позволит отказаться от излишних мощностей, эффективно оценить инновационные планы и необходимость закупки современных технологий.

В любом случае, все структурные реформы, предлагаемые Роскосмосом, должны быть предварительно утверждены Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ. 

Первый полёт человека в космос стал возможен благодаря решению очень широкого круга научных и технических вопросов. Завтрашний день состоит в развитии производственных технологий, требующих создания космических комплексов и систем нового поколения. Необходим качественный скачок, связанный с научными открытиями и технологическим прорывом. 

Более того, чрезвычайно важно поддерживать такую систему образования, которая позволит России удерживать лидирующие позиции в области космоса даже в условиях отставания по объёмам финансирования космических программ. 

Следует активнее осваивать такие ниши, как космическая связь, телекоммуникации, дистанционное исследование природных ресурсов, прогнозирование погоды и навигация, экологический мониторинг. 

Тем не менее, несмотря на имеющиеся временные сложности, Россия и её ракетно-космическая промышленность обладает колоссальным заделом, а созданный в ней научный и производственный потенциал является реальным конкурентным преимуществом национальной экономики, которым можно гордиться.
 


Андрей Барышников

Практический эффект ВРМ-системы > > >


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"