2012

Кайдзен. Как прийти к большому успеху небольшими шагами

Кайдзен – японская философия, которая фокусируется на непрерывном улучшении всех аспектов жизни. Слово включает в себя «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Автором концепции является Масааки Имаи, который считает, что данная философия может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни. В основе кайдзен – ни один день не должен пройти без того, чтобы какое-нибудь улучшение не было сделано – делать не как всегда, а сегодня лучше, чем вчера.


О-о-о!!! Уже слышу голоса пессимистов, которые начинают говорить: «Это не для нас!», «У нас это не будет работать!». И тут же арсенал стереотипных реакций для объяснения того, почему наш образ жизни, стиль поведения и мыслительные модели не дадут желаемых результатов. Такие рассуждения являются оправданием бездействия и неудовлетворительных результатов сегодня.

Предлагаю задать вопрос «Почему у них работает, а у нас не сработает?» с использованием техники многократного повторения вопроса: «5 почему?», что позволяет выявить логическую последовательность обстоятельств, последнее из которых будет определяющим. После ответа на пятое «почему?» обычно находится истинная причина. 

Кайдзен – это подход к организации деятельности, основанный на здравом смысле, самодисциплине, порядке и экономии. Отказываясь от кайдзен, вы отказываете себе в здравом смысле, в самодисциплине, в способности к порядку, или вы просто транжира?

Да, у нас другой менталитет. Наших соотечественников долгие десятилетия приучали к тому, что если делать, то только большие дела: «освоение Сибири», «выращивание кукурузы», «поворот рек вспять»…

В восточной культуре всё по-другому. Например, в японских школах есть предмет, который называется «малое дело». Детей учат тому, что и малое, и большое дело одинаково значимы и что от мелких недоработок могут возникать большие проблемы. Мы любим повторять, что «дьявол кроется в деталях», но мало делаем для того, чтобы шаг за шагом устранять небольшие недочёты в работе. 

Есть ещё одно препятствие, которое мешает внедрению кайдзен, – это усталость наших граждан от многочисленных перемен, происходящих в стране, и чувство безнадёжности. Поэтому им сложно заставить себя каждый день заниматься какими-то усовершенствованиями. Многие хотят работать спокойно – выполняя свои обязанности, но не более того. Но и это можно изменить. Если люди видят, что после усовершенствований работать становится удобнее, их поведение начинает меняться автоматически.

Самое большое препятствие кроется в сознании руководителей предприятий. Экономика страны характеризуется высокой степенью неопределённости внешней среды, поэтому вполне естественным является желание получить результаты сразу, здесь и сейчас. Идеология кайдзен предполагает методичное, постепенное и долгосрочное совершенствование отдельных элементов. Внедрение этой системы может дать видимый эффект через несколько лет.
 

Можно привести некоторые примеры применения философии кайдзен в личной жизни. Тренировка в спортзале, обучение иностранному языку, кулинария, охота, рыбалка, овощеводство – это место творчества, отдыха и релаксации, когда мы прикладываем для достижения совершенства всё более новые и значительные усилия, где, безусловно, важен результат, но не менее важен и сам процесс.

Кайдзен в бизнесе – постоянное улучшение, начиная от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен – производство без потерь. Таити Оно, основатель компании Toyota, отмечает, что в любом, даже самом отлаженном, процессе потери составляют более 80%, а ценность, создаваемая в процессе, составляет менее 20%. А на практике при картировании процессов ценность составляет всего 1%. Да-да, это не ошибка и не опечатка! В любом процессе – 99% потерь. Вы можете это легко проверить, прокартировав свои процессы.
 
Я вас умоляю, только не делайте фотограф рабочего времени – это ничего не даст, так как каждый человек пытается продемонстрировать свою работоспособность и никогда не признается, что у него есть потери. Кроме того, кайдзен работает с изделием и процессом его изготовления, где потери становятся очевидными и никто не обвиняет человека в низкой работоспособности. В случае внедрения философии кайдзен в офисе вы можете проверить это на процессе движения документа от входящего до исходящего. Вас ждут удивительные открытия!


Лишь некоторые принципы кайдзен

Фокус на клиентах – для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов. Первым делом качество, а не прибыль – предприятие может процветать только в том случае, если удовлетворён покупатель.

Непрерывные изменения – принцип, характеризующий саму суть кайдзен. Всякий раз, когда человек видит какую-то возможность сделать свою работу лучше, он должен внедрить эти изменения и соответствующим образом изменить стандарты выполнения отдельных операций.

Открытое признание проблем – все проблемы открыто выносятся на обсуждение. Там, где нет проблем, совершенствование невозможно. Препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать. Японцы сознательно ищут проблемы, иногда руководитель компании даже создаёт их специально.

Формирование «поддерживающих взаимоотношений» – для организации важное значение имеет вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно приведёт организацию к высоким результатам. Японская система управления поощряет сотрудников к разработке большого числа предложений и содержит действенные механизмы, обеспечивающие рассмотрение и реализацию этих предложений. Число поданных рабочими предложений рассматривается как важный критерий при оценке деятельности руководителя группы рабочих и того менеджера, которому он подчиняется.

Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. Никаких догадок и предположений. Оперировать стоит только реальными фактами и точными данными. Постоянный сбор и анализ данных является важным моментом, позволяющим совершенствовать все процессы.

Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. Важно не путать причину проблемы с её проявлениями. И не искать виновного. В Японии исходят из принципа Деминга 98/2, гласящего, что 98% всех ошибок сотрудников связаны с системой и технологиями, и только 2% – с действиями людей. Вместо того чтобы наказывать сотрудника, надо было устранить проблему в бизнес-процессе. В данном случае разъяснения должны были быть по схеме: что, кому, когда и зачем сотрудник должен сделать и у кого получить разрешение на совершение действий по улучшению.

Встраивание качества в процесс как можно раньше. Качество должно встраиваться в процесс, а процесс проверки качества не создаёт качества.



Подходы

• Абсолютно всё может и должно быть улучшено. Некоторые японские менеджеры доходят даже до того, что говорят своим подчинённым: «Считайте всё, что вы сейчас делаете, наихудшим путём выполнения своей работы». 

• Концентрируйтесь не на критике недостатков, а на предложении улучшений, устраняющих эти недостатки. 

• Мыслите нестандартно. Если что-то хорошо работает, постарайтесь найти способ, чтобы оно заработало ещё лучше. 

• Создайте дефицит ресурсов, иначе, если ресурсы в избытке, трудно настроиться на менталитет кайдзен. Прежде чем заняться инновациями, японцы предпочитают воспользоваться уже существующим потенциалом, внедряя кайдзен. Именно совмещение двух этих подходов позволяет достичь наилучших результатов. Система, созданная в результате внедрения инновации, неизбежно деградирует, если не прилагать усилий сначала к её поддержанию, а затем и к совершенствованию. Эффект от инновации постепенно снижается из-за острой конкуренции и устаревания стандартов. Кайдзен помогает обеспечить неуклонный подъём.

• Тщательно и методично устраняйте потери. Можно выделить очевидные потери времени в деятельности (ожидания, ошибки, поиск, помехи, транспорт, перемещения, информация без движения, расслабленный режим) и скрытые потери (некачественная работа, откладывание, нечёткая цель деятельности, размытые критерии, замедленная адаптация, перегруженность, «зависание» на одной проблеме).

• Уделяйте внимание гембе (рабочее место), которое является сердцем кайдзен, так как именно там создаётся добавленная стоимость. Данный подход может эффективно работать в любой компании, создающей товар или услугу. Например, в банке гембой является операционный зал, в гостинице – место, где встречают клиентов… А что для вас является гембой, и давно ли вы посещали то место, где создаётся добавленная стоимость?

Одним из самых сложных аспектов реализации философии кайдзен является закрепление первоначальных успехов и постепенное превращение кайдзен в естественный стиль работы. Чаще всего первые успехи не сопровождаются постоянной каждодневной работой, а руководители предприятий начинают искать новую модную технологию управления. Это случается потому, что в компании не выполняются первые три из наиболее важных условий внедрения и реализации стратегии кайдзен на предприятии.
 

Семь условий успешной реализации стратегии кайдзен:

1. Активная приверженность кайдзену со стороны топ-менеджеров

2. Активная приверженность кайдзену со стороны топ-менеджеров

3. Активная приверженность кайдзену со стороны топ-менеджеров

4. Создание организации, настроенной на непрерывное улучшение

5. Назначение лучших сотрудников на управление процессом кайдзен

6. Регулярные тренинги и обучение

7. Создание и внедрение пошагового процесса внедрения кайдзен.

Без активной поддержки со стороны топ-менеджмента все попытки внедрения кайдзен не будут давать долгосрочных результатов, даже если выполнены все остальные условия.

Конечно, возникает вопрос о практической применимости этой экзотики на удмуртской земле. Хочу заранее предупредить, что имеет смысл перенимать не конкретные методы, а идеи, положенные в основу этих методов. Успех философии управления кайдзен в Японии во многом обусловлен тем, что её основополагающие принципы являются естественными для японского менталитета. Вместе с тем данная технология не только вполне приемлема для российской ментальности, но и способствует созданию творческой атмосферы и повышению лояльности сотрудников, что очень актуально в условиях дефицита кадров.

Однако систему кайдзен рекомендуется использовать в той мере, в которой она будет эффективна именно для российской действительности. Кайдзен даёт высокие результаты в условиях производственного процесса, требующего обеспечения высокого уровня качества.

В то же время кайдзен как система управления может пригодиться и в творческих организациях, где от сотрудников требуется высокий уровень креативности. В этом случае кайдзен имеет смысл внедрять как метод повышения личной эффективности, что также может привести к высоким показателям в работе.


Анна Невская

Концентрируя ресурсы > > >



Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"