2012

История людей

Постижение прошлого начинается с архива, а их у нас в стране не одна тысяча – федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные... В зависимости от профиля в них хранятся и соответствующие документы. Архивы бывают разные, как и занимающиеся в них люди, поскольку у каждого своя задача, свой поиск в истории.
Сергей Жилин, член Союза писателей и Союза журналистов России, заслуженный журналист Удмуртской Республики
Сергей Жилин, член Союза писателей и Союза журналистов России, заслуженный журналист Удмуртской Республики

В коловороте, время кружащем,

Российские провинциалы

Оставили архивным служащим

Не имена – инициалы.

Возможно править деспотически,

Но не дано ни в коем разе

Лишать того, кто жив фактически,

Как имени, своеобразья.

Марина Кудимова

Одной крови...

Занимаясь журналистикой и местной историей, не миновал работы в архивах и я. Да будет благословен тот день, когда я впервые пришёл в читальный зал ещё старого здания ЦГА УР по улице Удмуртской! Потом уже были архивы Кирова, Казани, Томска, Хабаровска, Кургана и Тобольска... Не буду говорить о столице, но провинциальные архивные служащие навсегда остались для меня образцом любви не только к делу, но и к людям. И очень это важно, что на пути в постижении истории родины или рода всегда есть надёжный проводник. Сколько же терпения, такта, знания предмета надо проявить, чтобы объяснить далёкому от истории человеку, с чего ему начать, какие документы заказать, как ими пользоваться!

Не секрет, что огромное количество посетителей архива уже в преклонном возрасте. Появилось на пенсии свободное время, вот и стараются найти крохи личной, семейной истории – детям и внукам же пока не до вечного, они сиюминутным заработком заняты.

Встречается у молодёжи и некое пренебрежение к прошлому: да чего там знать, чай, предки не графья были, лаптем щи хлебали!.. Меж тем история крестьянской России также полна невероятных открытий. Да и, наконец, чувствуешь себя на земле не перекати-полем, о защищающей и оберегающей силе предков я уж говорить не буду. 

Работая над одной исторической темой, попутно выяснил я своему товарищу родословную по четырём линиям до девятого колена и посоветовал сходить подать поминальные записки в той церкви, где предков его и крестили, и венчали, и отпевали. Видели бы вы, какой ажиотаж случившихся в это время в храме прихожан и нешуточное уважение батюшки вызвал он этим! 

Приходит же современный «не помнящий родства Иван» в архив обычно со скудным запасом сведений о предках. Вот тут-то и начинается чудо сотворения: из томов переписей, ревизских сказок, церковных метрических книг проступают имена и судьбы тех, кто жил на этой земле до тебя, с кем ты навеки связан единокровно.

И что с того, что разделяют вас порой и век, и два! Кровь – великое дело! А «вопросы крови – самые сложные вопросы в мире», как заметил классик. Но что поразительно, чем больше узнаёшь о прошлом своей семьи, тем больше видишь возможностей узнать новое. По сути, поиск никогда не кончается, вот были бы ещё всегда для этого возможности.

Аз да буки

Впрочем, поиск корней лучше начинать не в архиве – опросите всех своих родственников, выясните имена-отчества хотя бы дедушек и бабушек, установите дату и место их рождения. Без привязки к месту и времени искать бессмысленно. Внимательно проштудируйте архивные и генеалогические сайты, электронные версии книг памяти – огромное количество информации можно почерпнуть, даже не выходя из дома, например, на сайте архивной службы Удмуртии, где немало представлено самых разных баз данных, путеводителей, указателей, описей фондов. 

Уже по материалам самой первой переписи Российской империи 1897 года сразу станет многое понятно по вашим предкам: состав семьи, возраст, образование, род занятий, родной язык, отношение к воинской службе каждого человека. А ведь есть ещё метрические книги, ревизские сказки, документы волостных правлений – список просто огромен.

Метрикой в обиходной речи обычно называют свидетельство о рождении, что вполне понятно. Ведь раньше все важнейшие события жизни православного человека – рождение и крещение, венчание, смерть и отпевание – фиксировались в церковных метрических книгах. А вот словосочетание «ревизская сказка» звучит для уха современного человека немного непривычно.

Это обычная подушная перепись населения, начало которой было положено ещё в эпоху Петра I. Новая для того времени система учёта и стала называться «ревизией», а списки народонаселения – «ревизскими сказками», т.е. человек, объект ревизии, говорил, сказывал о себе. Всего за полтора столетия прошло десять ревизий, последняя, десятая, – в 1858 году.

Случаи

Часто бывает так, что информацию находишь совсем не там, где ожидаешь, а порой и не ту, которую ищешь. Частенько проходил я в центре Ижевска мимо салона красоты с вывеской «Оранж». Хмыкал, понятное дело, вспоминая, про модное название ижевского электротеатра (по-современному – кино) столетней давности – «ль, Оранж»... 

Но апельсиновое название уже не так удивляет меня, когда случайно обнаружилась в метрической книге Александро-Невского собора запись за 24 января 1899 года о том, что венчается 18-летний «Николай Фомин Оранж, русскоподданный, сын Томаса Оранж, бывшаго Великобританскаго подданного, православный, первым браком» с 16-летней «ижевской сельской обывательницей девицей Натальей Ивановой Игнатьевой».

Выясняя однажды родословную своего хорошего знакомого, я случайно встретил имя его прадеда в деле 1908 года о расширении церкви в том селе, откуда он родом, – прадед оказался вдобавок ещё и церковным старостой. И, наверное, простителен тот азарт поисковика, который испытал я, обнаружив, что красные прадеда этого «шлёпнули» в 1918 году, о чём радостно и сообщил знакомому по телефону, выйдя из читального зала перекурить. Он меня, конечно, простил, но был изрядно ошарашен такой новостью.
 



Территория поиска

Увы, в большинстве случаев исторический поиск не ограничивается работой в столь любимом и родном ЦГА УР. Иные из документов можно увидеть лишь в архивах столичных или, скажем, в Государственном архиве Кировской области. Кроме того, территория Удмуртии до 1920 года относилась не только к Сарапульскому и Глазовскому, но и к Малмыжскому и Елабужскому уездам Вятской губернии, Камбарский же район входил прежде в Осинский уезд губернии Пермской. А значит, и территория поиска может вполне расшириться.

Особенно касается это территорий уездов, поделённых между разными регионами. Работая по истории села Грахово, я лично убедился в этом. Одна часть метрических книг Христорождественской церкви оказалась в ЦГА УР, другая – в Национальном архиве Республики Татарстан. В Казани же нашлись материалы ревизских сказок и переписи 1897 года. А вот дело о строительстве храма и открытии церковного прихода в Грахове обнаружилось в Государственном архиве Кировской области. 

Ну, а уж если вас заинтересовала тема гражданской войны и участие в ней ижевцев, воткинцев или сарапульцев на стороне, допустим, белых, то диапазон поиска и вовсе будет огромен. Понятное дело, поработать с эмигрантскими архивами далеко не каждый сможет, но и в России сохранилось немало интересных документов.

В ЦГА УР разрозненные списки личного состава штабов, команд, отрядов, эскадронов сведены в один большой тематический перечень «Сведения о военнослужащих царской армии, Ижевской и Воткинской народных армий (1918-1926 гг.)». Трагедией веет от учётных «Списков отступавших рабочих Ижзавода с Колчаковской армией», «Алфавита для регистрации прибывающих на жительство граждан с Урала и Сибири, бежавших с Колчаком», «Именных списков бывших офицеров и военных чиновников, служивших в белых армиях». В них тысячи фамилий. Бог весть, как сложилась судьба всех этих людей, но о трагическом конце некоторых участников восстания рассказывают лаконичные пометки на полях документов.

Вся кровь, ненависть, благородство и позор той эпохи отразились на страницах газет: восставшие против большевиков заводов – «Ижевский защитник» и «Воткинская жизнь», а с другой стороны – «Борьба» и первые номера «Ижевской правды». Они также хранятся в нашем архиве.

Перекличка

Собирая материалы об участии ижевцев и воткинцев в гражданской войне, мы с женой не раз ездили в Сибирь и почти всюду видели в архивных документах их следы. Забуду ли я добросердечных томских архивистов, задаривших нас своими изданиями, приносивших необходимые нам для работы книги порой из собственной домашней библиотеки!

В Томском областном архиве, кстати, сохранился любопытный документ о назначении строительной комиссии для постройки бараков семействам ижевских добровольцев. Среди членов её значатся и известные фамилии Ижевска – Килин и Севрюков. Кстати, будущий автор лучшей и сегодня краеведческой книги «Ижевск» Олег Владимирович Севрюков родился в 1920 году именно в Томске, отец его был ижевским инженером.

Помню, как меня поразил список расстрелянных за участие в восстании в Новониколаевском уезде, напечатанный в газете «Дело революции» за 17 июля 1920 года. Среди «кулаков», «бывших офицеров», «крупных собственников», «милиционеров», «священников» внимание сразу приковали две фамилии из числа расстрелянных в городе Колывани: Вихарев П.А., Ковалёв И.П. (ижевцы). 

Уже позже обнаружили мы в метрической книге Александро-Невского собора запись от 12 августа 1920 года о заочном отпевании «упокоившихся граждан города Ижевска Иоанна Павлова и Александра Павлова Ковалёвых». В графе «причина смерти» указано – «в Сибири».

Между прочим, братья были совсем не старцы – одному 32, другому всего 19 лет. Не дождался своих сыновей ижевский мастеровой Павел Петрович Ковалёв, обитавший на улице Старой, – дом его до сих пор пока ещё стоит. Но несколько лет назад мне довелось познакомиться и даже подружиться с более младшим представителем этой семьи, уже правнучкой ижевского мастерового, – Светлана Милс ныне живёт в Калифорнии. 

Только история не устаёт удивлять. Работая уже над книгой «Старое Грахово», не один месяц искал я следы мальчика-сироты Осипа Грахова, посланного Елабужским земством учиться в Вятскую ремесленную школу, – всех его предков до прадедушек выяснил, а сам он как сквозь землю провалился. А тут просматривал для Светланы материалы переписи 1897 года, искал её прадеда – ба, наш граховский сирота, оказывается, работает на заводе, ему 20 лет, а квартирует он уже с семьёй на ижевской улице Старой... в доме Павла Петровича Ковалёва.

Граховская тема внезапно обернулась воткинской, да к тому же отозвалась однажды эхом из Барнаула, где живёт праправнучка самого первого граховского священника Андрея Ивановича Чернышова. Священнический этот род до сих пор особо почитаем в Воткинске, куда отец Андрей перебрался с семьёй в 1851 году. Его сына, протоиерея Николая Андреевича Чернышова, с дочерью Варварой в 1918 году расстреляли красные.
 



...Далеко гляжу

Но немало интересного о родине узнал я и вдали от Удмуртии. В Государственном архиве Хабаровского края хранится огромное количество эмигрантских документов и периодики, вывезенных в 1945 году из Харбина. Есть там и материалы Воткинского землячества. 

Естественно, что меня заинтересовала личность его руководителя Бориса Александровича Коврижникова. В 1912 году он окончил Сарапульское Алексеевское реальное училище, а дальше – германская война, ускоренное обучение в Чугуевском военном училище, фронт. Четыре ордена, ранения, отравление газами...
 
Вернулся в 1917-м на родину и оказался в эпицентре восстания. «В Воткинских частях» армии Колчака Борис Коврижников дослужился до должности командира полка и звания подполковника. К наградам добавился Знак отличия Военного ордена «За Великий Сибирский поход» 1-й ст.

Скорбные дороги гражданской войны вместе с Коврижниковым прошла и его жена Нина Ивановна, неслучайно в графе «награды» у неё указано: «Орден 2 степени на Владимирской ленте за Великий Сибирский поход». Ей и было-то во время восстания неполных восемнадцать лет и, наверное, не о военных походах и биваках мечтала выпускница Воткинской гимназии.

В Маньчжурию семья прибыла из Гирина, «по интернировании армии из Приморья в Китай». К середине 1930-х годов Коврижников работает конторщиком – жить можно и даже нужно, ведь уже в эмиграции у Коврижниковых рождаются два сына и дочь.

Среди документов был список детей членов Воткинского землячества, приглашённых на Рождественскую ёлку 1933 года. Числились в нём и дети председателя землячества: Олег шести лет и трёхлетние Елена и Константин. 

Казалось бы, где найдёшь дальнейшие следы этой семьи – ну, не в Китае же они остались после прихода к власти Мао! Но однажды пришло письмо, а потом и раздался телефонный звонок – это была внучка Коврижникова из Сургута. Тамара Олеговна и рассказала, что младшие Коврижниковы после Великой Отечественной войны вернулись в СССР. Мне даже довелось общаться с сыном председателя Воткинского землячества – тем самым мальчиком Костей, ходившим на Рождественскую ёлку для эмигрантских детей в далёком 1933 году. Оказалось, что Константин Борисович Коврижников все эти годы жил в Ижевске – увы, уже в прошедшем времени...

А совсем недавно в материалах переписи 1897 года попались мне листы, посвящённые семье Коврижниковых. Будущему офицеру Борису Коврижникову и было-то тогда всего шесть месяцев. Обитала семья в Ижевске, на заречной Пятой улице, в доме под № 50. Папенька нашего героя Александр Максимович Коврижников в свои 37 лет был «классным оружейным мастером на Ижевских заводах и, даром что из мастеровых вышел, относился к особому российскому сословию почётных граждан. Сам заслужил, учитывая, что матушка его и сестра числились сельскими обывательницами.

Хозяин дома местный, а вот жена его Эмилия Фердинандовна из немок да ещё и лютеранка, а родом из города Ленчица Калишской губернии – теперь это территория Польши. Воспитание же получила она в частном пансионе. Самый младший их ребёнок Борис и родился в этой самой Ленчице, как и его старшие две сестры и брат. 

Род и родина – одного корня

История родовая неразрывно связана с историей родины. Работая над статьями и книгами, я постоянно удивляюсь, обнаруживая немало, казалось бы, фактов местной, малой истории, прекрасно иллюстрирующих историю большую, российскую.

Помню, как буквально запоем читал я документы из фонда военной цензуры первой мировой войны, где сохранились «изъятые» цензорами целые куски из писем с фронта – их так и не дождались в Ижевском заводе и Сарапуле, Грахове и Можге...

Порой встречались там имена, знаковые и не в одной местной истории, к примеру, отрывки из писем жене капитана Д.И. Федичкина – будущего полковника и командующего Прикамской народной армией, фигуры, несомненно, знаковой в истории гражданской войны. 

Загадкой для меня остаётся фигура поручика Жилина. В штабных документах Ижевской народной армии, хранящихся в ЦГА УР, есть его послужной список: закончил Первую Ораниенбаумскую школу прапорщиков, три с половиной года провёл на фронте в артиллерии, приехал на родину в командировку, а тут вспыхнуло в Ижевске антибольшевистское восстание.

Известно, что поручик Яков Семёнович Жилин был награждён орденом «За Великий Сибирский Ледяной поход» (удостоверение № 1258). Фамилия его встречается в воспоминаниях участников последних боев на Дальнем Востоке – в Ижевско-Воткинской бригаде он командует Воткинской батареей, участвует в Хабаровском походе. Несколько раз в своей документальной прозе упоминает его классик литературы русского зарубежья Арсений Несмелов. Бог весть, где сгинул этот мой то ли дальний родственник, то ли однофамилец.

В последнее же время я тщательно штудирую ведомости о храмах Глазовского уезда. Уезд этот всё-таки изучен слабо, наверное, благодаря археологам, сегодня мы больше знакомы с причепецкими древностями, чем с историей XVIII-XIX вв. Тем интереснее мне изучать списки населённых пунктов церковных приходов и краткую их характеристику, имена священников и членов их семей, перечисление часовен и фамилии церковных старост... Сравниваешь, конечно, поневоле – увы, сравнение не в пользу сегодняшнего дня. 

Я пока ещё не знаю, где использую эту информацию, но знаю точно, что где церковь – там и люди с их непростыми, а порой и трагическими судьбами. А история важна именно потому, что она рассказывает о людях.

Интерес к истории в обществе в последнее время огромный, и, прежде всего, к истории местной и семейной. Вот я сказал, что в архив много приходит пенсионеров – дело естественное, им на работу не надо спешить. Но немало в читальном зале и молодёжи, и даже школьников. Связано это с тем, что краеведение активно входит в образовательные программы.

Мне самому не раз приходилось слушать интереснейшие выступления детей на школьных научно-практических конференциях и олимпиадах. Зачастили в архив и студенты, причём не историки, а дизайнеры, архитекторы, строители... И я их понимаю, тут просто нетронутая целина в изучении любой темы, а главное – местный материал, не оставляющий никого равнодушным, потому что касается близких нам людей.

Послесловие

10 марта 2012 года – День работников архивов. Дата эта появилась неслучайно. Именно в этот день по новому стилю в 1720 году Петром был подписан Генеральный регламент или Устав, определяющий основы организации российского управления. И неслучайно император именно тогда приказал вести архивы во всех государственных органах власти. А получилось – для людей. С чем нас всех и поздравляем, ибо это праздник не только архивистов, но и каждого неравнодушного к российской истории человека!
 


Создание команды. Начинаем с себя  > > >


 


19.11.2012 17:52
Елена Анастасьина

Здравствуйте!Я тоже являюсь потомком Андрея Чернышова.Очень бы хотелось узнать про родственников из Барнаула.Если вам не сложно напишите мне их имя и фамилия чтоб я их смогла найти.Заранее спасибо.elenadurmanaeva@mail.ru

24.03.2013 17:46
Сергей Жилин

Елена, я ваше письмо переслал в Барнаул.

30.03.2018 5:32
Жилье без ипотеки

Альтернатива ипотеке, жильё в аренду с выкупом и рассрочку от собственника http://arenda-s-vykupom.info

.

16.02.2015 13:21
Абышев Петр

Здравствуйте.Вы занимаетесь очень нужным родом деятельности.Я бы тоже хотел чтобы мне помогли в нахождении информации подтвержденной о происхождении д.Усть-Сакла, что вблизи Кулюшево.Есть только такие данные"Деление тептярей по национальностям

Известно, что все башкирские припущенники назывались тептярями, а в числе припущенников, кроме татар, были и другие инородцы. Например, мещеряки, черемисы, вотяки.

Мещеряки первые, на целое столетие раньше других, были освобождены от башкирской зависимости, а именно указом 11 февраля 1736 года им были пожалованы за неучастие в башкирском бунте в потомственное владение те земли, которые они занимали по оброку. Другие инородцы (татары, черемисы, вотяки) несли тептярскую повинность до 1832 года, числятся в звании тептяря и до настоящего времени. Небольсин говорит, что, кроме тептярей-мухаммедан, есть еще тептяри не мухаммедане, к ним относятся вотяки и черемисы. И по мнению Черемшанского к тептярям не мухаммеданам относятся вотяки и черемисы с немногочисленными семьями других местных племен. В 6 выпуске XI тома "Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии" есть указание на тептярей-черемис Сарапульского уезда Вятской губернии деревни Усакле, у которых имеется акт 1723 г., которым башкиры деревни Исенбаевой уступили землю. "Я надеюсь на вашу помощь.

02.06.2015 23:19
Сергей Жилин

Пётр, к сожалению могу вам только процитировать из "Кратких описаний селений Сарапульского уезда", опубликованных в изданных в 1892 году 6-м томе материалов по статистике:

"Общество Усаклинское. Деревня Усакла (Усть-Сакла) находится при речке Усакле и пруде, в 50 верст. от уездного города, в 15 в. от волостного правления и в 5 в. от ближайшего училища и приходской церкви. Жители – черемисы из тептярей, «вотчинники», православного вероисповедания и язычники. Возникла деревня раньше 1723 года (сохранился документ этого года, по которому Исенбаевцы уступают Усаклинским черемисам – тептярям землю, принадлежащую в настоящее время Исенбаевцам же – башкирам и удеьным крестьянам дер. Гремячего Ключа. Первые переселенцы приехали сюда, как предполагают, из Яранского и Уржумского «округов». У доверенного общества Кучерги Изергина хранятся: 1) расписки в платеже налогов от 1736 – 1741 гг., 2) копия с записи от 1723 года, утверждающей право владения Усаклинцев на уступленные им башкирами д. Исенбаевой (Арзамасцевской в.) земли и 3) копия с плана генерального межевания земель от 1807 г. с межевой книгой. Земля разделена по наличным душам мужского пола, с условием нового передела через каждые 12 лет. В селении имеется 12 веялок. Общине принадлежат две водяных мукомольных мельницы".

В 1892 году Усть-Сакла относилась к Чегандинской волости.

07.10.2018 15:15
Вылегжанины,Ковалдины г Сарапул,Вятская губ.

Сергей Алексеевич,здравствуйте! Мой прапра...дед Степан (Стефан) Афанасьевич Вылегжанин поле окончания Вятской Духовной Семинарии вступил в службу в Сарапульское Казначейство в 1780 году копиистом. В 1797 году его перевели на Воткинский завод повытчиком,где он и служил всю оставшуюся жизнь. в разных чинах и службах. стал передо мной вопрос:кем был его отец? Так как сам он из духовного звания,то и отца надо искать среди священнослужителе,так ведь? Просмотрела у мормонов все доступные мне документы и нашла в селе Ухтым диакона Афанасия Яковлева сына Вылягжанина за 1754 год ему- 10 лет В ревизской сказке за 1795 ему уже 49 лет и у него дети в последней ревизии пасанные (1782года)- Герасим в 1784г отдан в военную службу и пять дочерей Прошу вашей помощи. Может у вас есть данные по ревизии 1782 года? Возможно там упомянут Степан .Заранее благодарю, .

Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"