2012

Инфраструктурные амбиции России

XVI Петербургский международный экономический форум, прошедший в июне 2012 года, открыл новые перспективы для экономики России. По данным его официального сайта, на инвестиционной площадке было подписано 84 соглашения, из которых 9 соглашений-контрактов заключены на сумму более 360 млрд рублей. В этом глобальном проекте мирового масштаба приняли участие представители 77 стран. Общее число гостей превысило пять тысяч человек. На мероприятии присутствовал представитель журнала «Деловой квадрат», который подготовил информацию, что называется, из первых рук.

Дорогу инвестору

Одним из ключевых моментов форума стал доклад Президента России Владимира Путина о дальнейших планах в сфере экономических преобразований в Российской Федерации. Глава государства акцентировал внимание на высокой зависимости России от цен на нефть, подчеркнув, что «в эпоху высокой глобальной волатильности такая экономика очень уязвима и подвержена значительным рискам». В этом случае он предложил рассчитывать бюджет, основывающийся в первую очередь на несырьевых доходах, не привязанных к текущей цене на нефть.
 

Принимая во внимание такой основной показатель экономической стабильности как снижение безработицы, Президент РФ проинформировал, что к 2020 году в России планируется создать 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест либо модернизировать уже имеющиеся, что позволит вытеснить неэффективную занятость: «Только так мы сможем ответить на запрос граждан на современную и высокооплачиваемую работу, предложить новые возможности и социальные перспективы». По прогнозам Владимира Путина, производительность труда к 2018 году вырастет не менее чем в полтора раза, а доля продукции высокотехнологичных отраслей ВВП увеличится минимум в 1,3 раза. «Новые рабочие места создаются, разумеется, инвестициями. Нам необходимо нарастить их объем к 2018 году до 27 процентов ВВП», – сказал глава государства.
 

Конечно, прежде всего, имеются в виду частные инвестиции. И здесь актуальным, по мнению президента, является продолжение политики по повышению доверия со стороны инвесторов. «Мы прекрасно понимаем, что в этой связи должны предложить инвестору эксклюзивные условия, побороться за эти инвестиции, чтобы инвестор сделал выбор именно в пользу России. Уже сейчас сформированы предельно конкретные «дорожные карты» по ликвидации административных барьеров в таких областях, как подключение к электроэнергии, сфера строительства, прохождение таможенных процедур, оформление внешнеторговых сделок, регистрация бизнеса, оформление налоговой отчетности». Кроме того, для более эффективной работы предпринимателей, для защиты интересов бизнеса в судах и приостановления в случае необходимости действий чиновников было принято решение о создании нового института уполномоченного по правам предпринимателей, который возглавит омбудсмен Борис Титов.
 

К 2020 году в России планируется создать 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест либо модернизировать уже имеющиеся, что позволит вытеснить неэффективную занятость.

Вместе с этим для снижения конкуренции между государственным и частным сектором, по словам президента, уже утвержден план приватизации федерального имущества, в ходе которого «государство будет последовательно выходить из целого ряда отраслей и активов». Аналогичные планы будут приняты и на региональном уровне. Главное, чтобы собственник не просто поддерживал и перепродавал, а развивал приобретенное производство.
 

Цена вопроса

Одним из важнейших вопросов, обсуждаемых на форуме, стала проблема финансирования развития инфраструктуры в России. В связи с этим Владимир Путин предложил инвестировать часть пенсионных накоплений в долгосрочные надежные облигации для реализации проектов по обеспечению жизнедеятельности общества при условии полной сохранности этих накоплений, которые, по прогнозам, к 2015 году могут составить более 4 триллионов рублей.
 

На территории России, как отметил президент, необходимо провести широкомасштабную модернизацию и расширение существующей инфраструктуры, включая транспорт, энергетический сектор и сопутствующую городскую инфраструктуру. Для этого нужны значительные частные инвестиции, которые сложно привлечь без поддержки и участия государственного сектора.
 

Эта проблема также актуальна и для Удмуртской Республики. Для развития региона нужны новые проекты, такие, например, как строительство мостов через реки Каму и Буй. Реализация такого проекта позволит обеспечить связь транспортных потоков Татарстана, Башкирии, Удмуртии, регионов Предуралья и ряда областей Урала. Согласно недавно подписанному концессионному соглашению сумма проекта составляет 14 миллиардов рублей, за 9 месяцев застройщик должен подтвердить свою платежеспособность – в этом случае строительство начнется в 2013 году. Более подробно меры, которые следует предпринять правительству для привлечения частных инвестиций, эксперты обсуждали в рамках «круглого стола», посвященного развитию инфраструктуры.
 


Андрей Шаронов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики:

– Для инвестиций в инфраструктуру существует несколько демотивирующих факторов. С одной стороны, мир по-прежнему переполнен деньгами. C другой стороны, мы не можем найти деньги на инфраструктурные проекты. Одной из причин является то, что многие инфраструктурные отрасли в России работают не в экономическом, а в социальном режиме. Они сильно субсидируются, а любая инвестиция в инфраструктуру увеличивает объем субсидий. Для чего вкладывать в то, что порождает несопоставимые дополнительные текущие расходы, вместо того, чтобы превращаться в бизнес?

Кроме того, существуют другие проблемы – контрактная дисциплина и правила, которые сейчас напрямую противоречат бюджетному законодательству, тарифная политика и гарантия трафика. По бюджетному законодательству государство не может взять на себя обязательства, которые превышают срок планирования бюджета, три года – это нереальный срок для инфраструктурных объектов. Вместе с этим для создания бизнес-модели проекта нужен гарантированный объем трафика. Поэтому, исходя из этих трех моментов, нам нужно решить вопрос по деполитизации тарифообразования.

Проблема тарифообразования – это вопрос номер один для любого инвестора, который войдет в инфраструктурный проект с тем, чтобы спланировать денежные потоки. По инфраструктурным бондам совершенно очевидно, что у нас нет такого инструмента.



Олег Бадаргин, председатель Правления, член Совета директоров ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»:

– Если говорить о развитии, об опережающем развитии, то в первую очередь нужно направлять деньги на модернизацию. В основе эффективного развития инфраструктуры лежит долгосрочность. Практика пятилетнего планирования показала снижение цены и повышение надежности наших партнеров. Необходимо создавать долгосрочные инфраструктурные облигации, «длинные» деньги – пенсионные, страховые компании, и как можно быстрее включать их в работу по реализации инфраструктурных проектов. Постоянно действующий пятилетний тариф – только на таких условиях наши партнеры, банки и поставщики оборудования будут работать, а значит, будем работать и мы на снижение тарифов.


Максим Соколов, министр транспорта РФ:

– Поддерживаю коллег в необходимости установления долгосрочных параметров ценообразования. Мы открыты для инвестиций и должны предоставить определенные источники по структурированию финансовой модели обеспеченности проектов. Мы перешли на трехлетнее планирование бюджета, но уверенности в его неизменности нет. Нужно установить другие взаимоотношения с инвесторами и финансовыми институтами для компаний, работающих на инфраструктуре. Необходимо устанавливать инвестиционную составляющую в тарифе, как в источнике возврата денег.
 



Юрий Соловьев, первый заместитель президента – председателя правления Банка ВТБ, председатель Совета директоров холдинга ВТБ Капитал:

– Я думаю, что у нас есть пласт инвесторов, которые способны инвестировать. Но эти инвестиции нужно «отбивать». У нас есть достаточно большие пенсионные накопления, и сейчас решается, куда их направить. Для этого нужно поменять пенсионное законодательство, которое бы гарантировало возврат денежных средств на выплату пенсионных начислений в Пенсионный фонд.


Владимир Якунин, президент «Российских железных дорог»:

– С точки зрения привлекательности развития инфраструктуры в России проблем нет. Полностью поддерживаю идею пятилетних тарифов. Здесь не надо питать иллюзий и начинать вводить формулу, которая будет реагировать на изменение экономической ситуации.

Анна Порсина

Спрос на металл >>>


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"