2012

Новая Энергетическая Политика нашего времени

Электроэнергетика является базовой отраслью российской экономики, которая не только обеспечивает электрической и тепловой энергией внутренние потребности народного хозяйства и населения, но и осуществляет экспорт электроэнергии в страны СНГ и дальнего зарубежья. Устойчивое развитие и надежное функционирование отрасли во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными факторами ее успешного экономического развития.



За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования и структура отрасли. Было осуществлено разделение генерирующих компаний, обеспечивающих производство энергии, электросетевых компаний, занимающихся передачей и распределением электричества, а также инфраструктурных организаций, выполняющих функции оперативно-диспетчерского управления Единой энергетической системой (ЕЭС) России.

Цель реформы состояла в создании конкурентного рынка, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. При этом участники рынка конкурируют, снижая свои издержки.

Тем не менее задачи и необходимость преобразований, и тем более их результативность, до сих пор остаются непонятными для среднестатистического гражданина.

Достижения

Действительно, стабильное снабжение относительно недорогим электричеством и теплом воспринимается в нашем государстве как нечто само собой разумеющееся. Большая часть из нас не знакома ни с веерными отключениями, ни с ограничением суммарной мощности потребления, ни с необходимостью ходить зимой дома в одежде, ни с другими, достаточно повседневными проблемами граждан многих и многих, в том числе развитых, стран. Такое положение обеспечивается возможностью перераспределять мощность в рамках Единой энергосистемы, а также сбалансированной структурой отрасли, представленной всеми типами электростанций, каждый из которых имеет свои преимущества.

Наибольшее развитие и распространение в России получили тепловые электростанции, работающие на органическом топливе (природный газ, уголь).

Гидроэнергетика также является ключевым элементом обеспечения системной надежности Единой энергосистемы страны, располагая более чем 90% резерва регулировочной мощности. Из всех существующих типов электростанций именно ГЭС считаются наиболее маневренными и способными при необходимости быстро увеличить объемы выработки, покрывая пиковые нагрузки.

Выработка электроэнергии российскими ГЭС обеспечивает ежегодную экономию 50 млн тонн условного топлива, позволяет снижать выбросы углекислого газа в атмосферу на величину до 60 млн тонн в год, что предоставляет России практически не ограниченный потенциал прироста мощностей в условиях жестких требований по ограничению выбросов парниковых газов. Кроме своего прямого назначения – производства электроэнергии с использованием возобновляемых ресурсов – гидроэнергетика дополнительно решает ряд важнейших для общества и государства задач: создание систем питьевого и промышленного водоснабжения, развитие судоходства, создание ирригационных систем в интересах сельского хозяйства, рыборазведение, регулирование стока рек, позволяющее осуществлять борьбу с паводками и наводнениями, обеспечивая безопасность населения.

Россия обладает технологией ядерной электроэнергетики полного цикла от добычи урановых руд до выработки электроэнергии. АЭС России вносят заметный вклад в борьбу с глобальным потеплением, так как благодаря их работе ежегодно предотвращается выброс в атмосферу 210 млн тонн углекислого газа. С 2004 года на российских АЭС не зафиксировано ни одного серьезного нарушения безопасности, классифицируемых по международной шкале ИНЕС выше нулевого (минимального) уровня.

Более 90% производственного потенциала электроэнергетики России объединено в Единую энергетическую систему, которая охватывает всю населенную территорию страны от западных границ до Дальнего Востока и является одной из крупнейших в мире централизованно управляемых энергосистем.

Параллельно с ЕЭС России работают энергосистемы Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Украины, Молдавии и Монголии. Через энергосистему Казахстана в течение 2011 года параллельно с ЕЭС России работали энергосистемы Центральной Азии – Узбекистана, Киргизии.



Обратная сторона

Однако у всех этих достижений имеется и обратная сторона: основные энергетические мощности и объекты электроэнергетики России были построены в советский период. Уже в конце 80-х годов обновление оборудования и инфраструктуры стало отставать от роста потребления электроэнергии.

Например, на текущий момент 74% действующих теплоэлектростанций введено более 30 лет назад, из них 22% – более 50 лет назад, и более половины электросетевого оборудования старше 30 лет. Значительная часть оборудования выработала свой установленный ресурс и должна быть заменена в ближайшие 20 лет.

Такое состояние приводит к относительно низкой эффективности работы системы и снижающейся надежности обслуживания потребителей. Показатели количества и продолжительности отключений на потребителя в РФ в 10 раз выше аналогичных показателей в европейских странах. Удельные показатели расхода топлива более чем на 20% превышают аналогичные показатели развитых стран, а потери в электрических сетях больше, чем в других странах, в 1,5-2 раза.



Цели и решения

Очевидное решение накопившихся проблем состоит в обеспечении технического перевооружения и реконструкции действующих электростанций, а также во вводе новых генерирующих объектов с использованием передовых технологий производства и передачи электроэнергии.

В частности, в 2012 году запланирован пуск в эксплуатацию мощностей в объеме 6 ГВт, в том числе трех ГРЭС и одной ТЭЦ.

Кроме того, у России большой гидроэнергетический потенциал. На территории РФ сосредоточено около 9% мировых запасов гидроресурсов, из которых освоено лишь 20%. Перспективное развитие гидроэнергетики России связывают с освоением потенциала рек Северного Кавказа (в стадии строительства – 4 ГЭС), Сибири (в стадии строительства – 3 ГЭС, проектирования – 2 ГЭС), дальнейшим развитием гидроэнергетического комплекса в центре и на севере Европейской части России и в Поволжье.

Одним из потенциальных направлений развития является геотермальная энергетика. В настоящее время в России разведано 56 месторождений термальных вод с потенциалом, превышающим 300 тыс. кубометров. На 20 месторождениях ведется промышленная эксплуатация.

В стадии строительства находятся 5 атомных электростанций. В дополнение к этому оператор российских АЭС ОАО «Концерн «Рос-

энергоатом» разработал и реализует программу повышения эффективности (или программу повышения коэффициента использования установленной мощности), рассчитанную на период до 2015 года. Эффект от ее выполнения будет равноценен вводу в эксплуатацию четырех новых атомных энергоблоков (эквивалент 4,5 ГВт установленной мощности).

В электроэнергетике новых технологий большое значение имеют разработки в области высокотемпературной сверхпроводимости. Применение данных технологий позволит снизить потери энергии на 80%, а также существенно увеличить пропускную способность сетей.

Не прекращается и проектирование нового оборудования. Например, создание отечественного угольного энергоблока, ориентированного на сверхкритичные параметры пара, повысит КПД работы электростанций на 50%.

Перечисленные направления исследований и разработок соответствуют мировым трендам, и их внедрение в промышленную эксплуатацию в будущем будет определять конкурентоспособность всей экономики.



Участие государства

Принимая во внимание огромную важность состояния отрасли для всей экономики и уровня жизни населения, государство не может себе позволить оставаться в стороне от решения, прежде всего, вопросов инвестиционного и финансового характера.

Стратегические предложения государства нашли отражение в Программе модернизации российской электроэнергетики до 2020 года, разработанной Министерством энергетики РФ и представленной 27.09.12 на заседании Правительства Российской Федерации.

В подготовке документа приняли участие ведущие отраслевые институты, энергетические компании, крупнейшие заводы энергетического и тяжелого машиностроения.

В рамках реализации Программы среднегодовые темпы ввода генерирующих мощностей, строительство распределительных сетей и подстанций высокого напряжения должны быть увеличены более чем на 30% по отношению к сегодняшнему уровню.

Общая стоимость модернизации и строительства объектов производства электроэнергии оценивается на уровне 6,8 трлн рублей до 2020 года, при этом чистый прирост установленной мощности составит 50 ГВт.

Модернизация и строительство электросетевого комплекса оценивается на уровне 4,6 трлн рублей. Реализация программы снизит износ распределительных сетей до 50% от существующих 67%, магистральных сетей – с 57% до 30%, что позволит сократить отставание от развитых стран по уровню потерь в 2 раза. Новации в сетевом комплексе должны обеспечить решение новых задач по созданию современной топологии сети, поэтапного перехода к построению интеллектуальной энергосистемы страны.

Таким образом, суммарный объем финансирования по программе на весь срок ее действия составит 11,4 трлн рублей, что автоматически делает вопрос поиска источников финансирования наиважнейшим и ключевым для выполнения всех намеченных планов.

Где взять деньги

Согласно докладу министра энергетики РФ А.В. Новака, объемы предусмотренных программой инвестиций соответствуют утвержденным инвестиционным планам энергокомпаний на период до 2014 года. Следовательно, капиталовложения в необходимом объеме после наступления данного срока еще только предстоит спланировать.

По утверждению Минэнерго РФ, сложившаяся система регулирования ценообразования не создает стимулов для реализации инвестиционных проектов. Текущая цена электроэнергии обеспечивает окупаемость существующих станций, но не обеспечивает возврат инвестиций ни в модернизацию, ни в новое строительство. При действующих ценах на топливо для экономической окупаемости проектов цену на электроэнергию газовых электростанций необходимо поднять на 30%, а угольных – в 1,5 раза. И даже увеличение цен не гарантирует соответствующих инвестиций в отрасль без должных дополнительных стимулов.

В сложившихся условиях Министерство энергетики РФ совместно с заинтересованными ведомствами, энергетическими компаниями, потребителями и экспертами рассматривает два возможных варианта финансирования.

Первый подразумевает государственное регулирование и заключается в продлении действия механизма ДПМ – договоров о предоставлении мощности, по которым производитель энергии обязуется обеспечить строительство требуемых мощностей, а крупный потребитель – участвовать в оплате таких проектов.

Второй вариант – использование рыночных инструментов, т.е. инвестор обеспечивает строительство объектов при наличии спроса и в дальнейшем продает энергию по рыночной цене.

Обе опции имеют свои недостатки. Крупнейшие энергопотребители страны (промышленные предприятия) оспаривали условия ДПМ еще с 2010 года, а в 2012 году и вовсе выступили единым фронтом, поскольку цены на электричество для них превысили «психологически важный» уровень цен в США. С другой стороны, использование полностью рыночных инструментов неминуемо влечет существенный рост цен в энергодефицитных регионах.

В декабре 2012 года, после общественного обсуждения и консультаций, Минэнерго России планирует представить в Правительство РФ концепцию дальнейшего развития рынка электрической энергии и на ее основе подготовить новую нормативную базу к середине 2013 года. Заявленная цель – создание модели рынка, обеспечивающей стимулирование модернизации объектов и получение источников инвестиций на модернизацию.

Тем не менее уже сейчас очевидно, что ряд озвученных предложений, таких как ликвидация перекрестного субсидирования между группами потребителей тепловой энергии, приведет, в первую очередь, к росту расходов рядовых пользователей.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, цены на электроэнергию (оптовый рынок и регулируемые тарифы) для всех потребителей в текущем году вырастут на 3,5-6% (увеличились с 01.07.12), в 2013-м – на 12-13,5%, в 2014-м – на 10,5-12,5%, в 2015-м – на 11-13%.

Где находится граница, за которой российская промышленность может утратить конкурентоспособность? И примет ли население условия нормально работающего рынка – без элементов ручного регулирования в предвыборный период – если это подра-зумевает многократный рост цен?

Неоспоримо одно – эффективное функционирование электроэнергетики является основой поступательного развития экономики страны и неотъемлемой частью комфортных условий жизни ее граждан. Осталось сохранить баланс между преимуществами, которыми пользуются предприятия и граждане великой энергетической державы, и стоимостью этих преимуществ.

Андрей Барышников
Качество и надежность гарантирует "Громов" >>>


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"