2014

Космос. Перезагрузка

Российская космическая промышленность – это одна из наиболее сложных и наукоемких отраслей, обладающая значительным заделом и по ряду параметров опережающая своих конкурентов из других стран. Однако в сегодняшнем состоянии для отрасли характерны малая экономическая эффективность и низкая конкурентоспособность на рынке труда. Чтобы реализовать потенциал инновационного лидера, в Правительстве России задумали переформатировать отрасль. Обновленный космопром родится на Дальнем Востоке.

Акт слияния


«Объединенная ракетно-космическая корпорация зарегистрирована! Приступаем к масштабной реформе отечественной космонавтики», – сообщил 6 марта вице-премьер Дмитрий Рогозин.


ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК) создается на базе государственного НИИ космического приборостроения. Ему будут переданы активы 10 интегрированных структур, включающих 48 организаций и 14 самостоятельных предприятий – основных разработчиков и производителей ракетно-космической техники.


ОРКК будет отвечать за создание и запуск космических аппаратов, пилотируемых и беспилотных кораблей, а также орбитальных и межпланетных станций. Новая структура также будет нести ответственность за разработку, создание, испытания, техническое обслуживание и утилизацию военной техники, ракетных двигателей и их комплектующих. За «Роскосмосом» останутся функции госзаказчика и координатора государственной космической политики.


По словам Дмитрия Рогозина, консолидация активов займет около двух лет. На первом этапе формирования уставного капитала ОРКК Росимущество до 5 августа 2014 года должно внести госпакеты акций существующих акционерных обществ отрасли в качестве оплаты эмиссии акций корпорации. Далее до конца 2015 года в распоряжение ОРКК поступят акции преобразуемых ФГУПов.


Ни одно из предприятий Удмуртии, указанных на сайте «Роскосмоса» в числе организаций ракетно-космической промышленности, не вошло в перечень обществ, акции которых передаются в уставный капитал ОРКК в соответствии с Указом Президента РФ «О системе управления ракетно-космической отраслью», подписанном 2 декабря 2013 года. А таких предприятий в республике четыре: ОАО «Прикампромпроект» (осуществляет проектные и другие виды работ на объектах космической отрасли), ОАО «Ижевский радиозавод» (производит бортовые и наземные телеметрические и радиотехнические комплексы), ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (производит телеметрическую аппаратуру для ракетно-космических комплексов) и ОАО «Воткинский завод» (осуществляет серийное производство оперативно-тактических и стратегических ракет). Но «Аксион-холдинг» и «Воткинский завод» входят в состав интегрированной структуры ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники», контроль над которым будет передан ОРКК в IV квартале 2016 года. 

Новые российские проекты в космосе станут более прагматичными, поскольку статус космической державы должен приносить России не только политический престиж, но и конкретную пользу и материальную выгоду. 


Не быть аутсайдером


Вопрос о необходимости реформирования космической отрасли был поставлен еще в ноябре 2011 года. Причиной этому стали нерешенные проблемы, которые тормозят ее развитие. Они накопились за те годы, когда страна не имела возможности вкладывать в космос и эксплуатировала советский задел.


Россия традиционно сильна в предоставлении услуг по выведению на орбиту полезных нагрузок, ракетном двигателестроении и пилотируемой космонавтике, но значительно отстала в разработке и строительстве непилотируемых аппаратов.


Сегодня один из наших основных внешних источников дохода – запуск в космос. На российских ракетах-носителях выполняется около 35–40% всех мировых пусков. Но на одних ракетах, пусть даже лучших в мире, далеко не уедешь. 40% рынка пусковых услуг – это всего 0,8% от общего объема мирового космического рынка, который сегодня составляет 300 млрд долларов. От 70 до 100 млрд из этих 300 – изготовление космической техники. России с учетом ракет-носителей и пилотируемых аппаратов принадлежит 10-11%-ная доля в общемировом космическом производстве. Еще 200 млрд – операторские услуги. Этот рынок контролируют американские и европейские компании. В сумме российская доля на рынке космических услуг составляет всего 3%. Для страны, имеющей статус первопроходца, это действительно стыдно, как отметил Дмитрий Рогозин. И обидно, поскольку Россия в ближайшие десятилетия может потерять мировой космический рынок. А бороться здесь есть за что – к 2030 году он может вырасти до 1,5 трлн долларов.


Электронная зависимость


Ахиллесова пята российской космической отрасли – отсутствие современной электроники. Без решения этой проблемы невозможна разработка конкурентоспособных отечественных космических аппаратов и коммерциализация отрасли. Более 80% используемой электронной компонентной базы производится за рубежом. Это плохо не только тем, что приобрести импортную электронику космического класса невероятно сложно, но еще и тем, что развитие российской космической промышленности может быть в любой момент остановлено по требованию лицензиаров технологий, используемых при производстве компонентой базы. А они в массе своей разработаны американскими компаниями.


О серьезности угрозы свидетельствует история с российским разработчиком и производителем суперкомпьютеров «Т-Платформы», в отношении которого 8 марта 2013 года Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США ввело специальные экспортные ограничения, запрещающие поставщикам высокотехнологичной продукции продавать российской компании изделия и комплектующие американского происхождения, а также товары, произведенные с использованием американской интеллектуальной собственности, в том числе и те, которые изготавливаются по российским спецификациям. Официальным основанием для этого стало подозрение, что деятельность «Т-Платформ» связана с разработкой компьютерных систем для военных целей и производством компьютеров для ядерных исследований. Неофициальны, по мнению экспертов, действия лоббистов, которые таким способом пытались выдавить компанию с американского рынка. Ситуация, которая могла полностью уничтожить бизнес «Т-Платформ», была разрешена в пользу компании только 31 декабря 2013 года после серьезной дипломатической работы: на сайте «Т-Платформ» размещена особая благодарность МИД России, Минэкономразвития России, Минпромторгу России, а также Торговому представительству РФ в США за всестороннюю помощь и содействие, оказанные компании. 




Пять приоритетов


Для преодоления технологического отставания Россия значительно увеличила финансирование космических программ. В 2013 году оно составило около 181 млрд рублей, рост по сравнению с 2008-м более чем в три раза. По общему объему выделяемых средств Россия заняла 3-е место в мире после США и ЕС, а в 2014-2015 годах с учетом сокращения европейских программ выйдет на 2-е. До 2020 года с целью приблизить российскую космическую отрасль к инновационному бизнесу мирового уровня в рамках госпрограмм на космическую деятельность будет выделено порядка 1,6 трлн рублей. Большая часть из них должна быть направлена на перспективные прикладные научно-технические направления.


Перед отраслью поставлено пять приоритетных задач. Первая – обеспечение гарантированного доступа России в космос. Реализация этой задачи предполагает ввод в строй космодрома «Восточный». В соответствии с графиком первые пуски ракет с «Восточного» намечены на 2015 год, а в 2020-м новый космодром должен быть полностью введен в эксплуатацию. С этой площадки будут запускаться модули орбитальных станций, межпланетные космические средства для изучения и освоения Луны, Марса, других планет.


Вторая ключевая задача – опережающее развитие прикладных направлений. Долгое время в отечественной космической программе приоритет отдавался пилотируемым проектам. В разные годы на них расходовалось от 40 по 58% бюджета, часто в ущерб другим направлениям. Сегодня на непилотируемые аппараты тратится всего 9% космического бюджета. Как следствие, Россия отстала от мирового уровня в средствах дистанционного зондирования земли, системах персональной спутниковой связи, регистрации и спасения объектов, терпящих бедствие, технологиях освоения глубокого космоса.


Третья базовая задача – реализация перспективных проектов в области ракет-носителей и новых космических аппаратов различного назначения, а также разработка и производство ракетных двигателей, мощность которых на порядок должна превышать мощность действующих. Особый акцент должен быть сделан на развитие технологической базы, обеспечивающей производство космических средств мирового уровня, а также на создание условий для работы предприятий – операторов космических систем прикладного назначения. Ближайшая цель на этом направлении – запуск в эксплуатацию космического ракетного комплекса «Ангара», а также создание космического ракетного комплекса с многоразовой первой ступенью и космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса грузоподъемностью более 50 тонн.


Четвертая задача – наращивание группировки космических аппаратов на орбите. Сегодня российская группировка социально-экономического назначения заметно уступает соответствующим группировкам других космических держав.


Наконец, пятая задача – привлечение в космическую отрасль новых научных и инженерных кадров, создание возможностей для профессионального роста, обеспечение достойной заработной платы, развитие системы научных грантов, создание социальных условий.


Выгода вперед политики


Реформирование космической отрасли будет осуществляться в несколько этапов. До 2015 года Россия должна пройти этап восстановления возможностей. Он предполагает увеличение орбитальной группировки до параметров и размеров, соответствующих европейским и американским. К 2015 году в космосе должно работать 95 российских аппаратов, к 2020-му – 113 спутников связи, ретрансляции, навигации, дистанционного зондирования Земли, контроля чрезвычайных ситуаций и так далее. На втором этапе будет создан задел для прорыва, то есть должны быть разработаны космические средства, которые опережают передовые образцы либо им соответствуют, в том числе пилотируемые и автоматические космические аппараты для обслуживания и заправки спутников и межпланетных станций непосредственно на орбите.


Пересмотр приоритетов развития отрасли нашел отражение в принципах государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу. Очевидным новшеством здесь стал акцент на развитии государственно-частного парт-нерства, создании рынка космических услуг и стимулировании спроса на результаты космической деятельности. Новые российские проекты в космосе станут более прагматичными, поскольку статус космической державы должен приносить России не только политический престиж, но и конкретную пользу и материальную выгоду.


Согласно госпрограмме «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», основными направлениями государственно-частного партнерства в этой области станут доведение до конечных потребителей результатов в сфере дистанционного зондирования Земли, спутниковой связи, использования навигационных технологий, а также производства материалов и комплектующих для ракетно-космической техники, создания малых космических аппаратов.


Государство берет на себя функции предоставления, поддержки и развития базовой орбитальной и наземной космической инфраструктуры, а частному бизнесу отдает расходы на создание и эксплуатацию операторской инфраструктуры, проектирование и производство пользовательской аппаратуры, оказание услуг конечным потребителям. 





Идем на Восток


По словам Дмитрия Рогозина, для решения поставленных перед космической отраслью задач, восстановления ее позиций и доброго имени, повышения надежности техники необходимо в кратчайшие сроки консолидировать ракетно-космическую промышленность, выработать оптимальную систему управления ею, наладить жесткий контроль, в том числе за финансовыми потоками, и восстановить в отрасли единую техническую политику.


Космическая отрасль в сегодняшнем ее состоянии, по мнению вице-премьера, страдает дублированием функций и плохо управляется. Предприятия работают на 40% от своих возможностей. «Зарплаты невысокие – они и будут невысокими, когда у нас огромное количество предприятий занимаются одним и тем же, фактически параллельно работают над реализацией одних и тех же задач», – отметил Рогозин.


Будущее космической промышленности в российском Правительстве связывают с Сибирью и Дальним Востоком. Необходимость переноса мощностей из Центральной России объясняется двумя причинами. Первая из них имеет социально-экономическую подоплеку: заработную плату на предприятиях отрасли, многие из которых расположены в Москве и Подмосковье, невозможно поднять до среднего столичного уровня, что сказывается на кадровом потенциале отрасли. Второй фактор связан с логистикой. Основным звеном аэрокосмической системы России станет новый космодром «Восточный». Расположение космодрома вызывает транспортные проблемы – собранная ракета может банально не пройти по тоннелям БАМа. «Зачем в Москве собирать этого монстра, чтобы через всю страну тащить и побить в итоге в каком-нибудь тоннеле», – заявил Дмитрий Рогозин. Поэтому рядом с космодромом будет сформирован промышленный кластер, а затем и центр научных разработок.


Эксперты по-разному относятся к этой идее. Специалисты отмечают, что перенос предприятий ракетной индустрии окажется чрезвычайно затратным проектом, что ляжет тяжелым бременем на бюджет. Возникнет проблема с кадрами, поскольку сегодня нет условий для переезда ракетостроителей в малообжитые районы страны. Кроме того, на востоке России нет образовательной базы для подготовки нужных отрасли специалистов.


С другой стороны, для современного космического производства необязательно строить огромные предприятия. Речь идет о переносе части объемов производства, в первую очередь конечной сборки ракетных блоков и космических аппаратов. С этой целью будут построены новые мощности на современной производственной базе и модернизированы существующие, например авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре (возможно, не в последнюю очередь с этим связана недавняя идея Дмитрия Рогозина объединить в единую корпорацию предприятия не только космической, но и авиастроительной отрасли).


Создание нового космического кластера на Дальнем Востоке имеет смысл и с точки зрения дальнейшей стратегии непосредственной близости к потенциальным заказчикам. Мировая экономическая активность перемещается в Азию. Китай и другие страны АТР становятся технологическими лидерами, в том числе и в космической промышленности. В этом контексте строительство космодрома «Восточный» – проект для развития международного сотрудничества в набирающем все большую силу и глобальную значимость регионе.


Кстати, центр космической отрасли на Дальнем Востоке, можно сказать, уже определен. Им станет новый город-спутник космодрома. Владимир Путин предложил назвать его Циолковский. Остается надеяться, что с этим именем будет связан новый качественный виток развития российской космической отрасли. 


Сергей Савинов

"Переведи меня через Майдан..." >>>


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"