2019

Российский авторынок: рост и смена лидера

Российский рынок легковых автомобилей растет второй год подряд. Положительная динамика наблюдается во всех сегментах. Лучше всего продаются кроссоверы и автомобили В-класса, которые в совокупности занимают более 80% рынка. По итогам 2018 года, Россия сохранила 12-ю позицию в рейтинге крупнейших авторынков мира. Чтобы обогнать Южную Корею, ей не хватило всего 7 тыс. машин.

Второй год в плюсе

В 2018 году российский авторынок вырос на 12,8% по сравнению с 2017-м. По данным Ассоциации европейского бизнеса, всего была продана 1 800 591 машина (с учетом легких коммерческих автомобилей).

Лидерство в России по объему продаж удерживает АвтоВАЗ, реализовавший в прошлом году 360 204 автомобиля Lada, что на 16% выше предыдущего показателя.

Второе место заняла KIA – 227 578 машин (+25%). Третью строчку сохраняет Hyundai с показателем 178 269 автомобилей, что на 13% больше по сравнению с 2017 годом. В сумме корейцы обогнали АвтоВАЗ на 45 643 единицы.

Следующим идет Renault – автомобили этого бренда выбрали 137 062 покупателя. Замыкает пятерку лидеров Toyota, чьи продажи составили 108 492 машины (+15%).

В топ-10 самых продаваемых марок также вошли Volkswagen (106 056 шт., +19%), Skoda (81 459 шт., +31%), Nissan (80 925 шт., +6%), ГАЗ (60 677 шт., +4%) и Ford (53 234 шт., +6%).

Список концернов возглавляет альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, реализовавший за год 648 795 автомобилей, что соответствует 36% рынка. На втором месте – Hyundai-KIA с 407 684 экземплярами и рыночной долей 22,6%. Третью строку занимает Volkswagen Group с объемом 
211 420 автомобилей и долей 11,7%. Вместе эти группы составляют более 70% российского авторынка.

Vesta – лидер

Лидером среди моделей впервые стала Lada Vesta (108 364 автомобиля, включая 43 282 универсала Vesta SW и Vesta SW Cross), которая показала самую высокую в топ-20 рыночную динамику (+40,2%) и сместила с первой строчки рейтинга бестселлер 2017 года KIA Rio.

Второе место занимает Lada Granta. Третий результат показал KIA Rio. Лидерство в сегменте SUV сохраняет кроссовер Hyundai Creta, отнявший часть покупателей у седана Hyundai Solaris, продажи которого снижаются.

Кроме Solaris, в первой десятке продажи упали только у кроссовера Renault Duster. Все остальные растут. А в первой двадцатке самое большое падение продаж у Chevrolet Niva.

Страна кроссоверов и компактных бюджетников

Самым крупным сегментом российского рынка второй год подряд остается SUV – 43,6% от общего количества реализованных автомобилей. За прошедший год было продано 729,2 тыс. кроссоверов и внедорожников (+18,1%). Лидерство удерживают Hyundai Creta, Renault Duster и Volkswagen Tiguan.

На втором месте – сегмент В с долей 37,3%. Автомобили этого класса разошлись тиражом в 623,3 тыс. экземпляров (+6,1%). Лидирует Lada Vesta. На втором месте – Lada Granta. Замыкает тройку лидеров KIA Rio.

Третий – сегмент С, на долю которого пришлось 6,7%. Реализация машин этого класса составила 111,6 тыс. единиц (+5,2%). Первую тройку образуют: Skoda Octavia, KIA Ceed и Nissan Almera.

Сегмент D, заняв 5,4% рынка, вырос на 24,2% до 89,8 тыс. штук.

Доля каждого из остальных сегментов составляет менее 3%. Самую высокую динамику показал сегмент MPV, реализация которого за год выросла почти вдвое.

Москву не догонишь

Без учета легких коммерческих автомобилей, согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей за 2018 год составил 1 634,2 тыс. штук (+11,9%).

Крупнейшим региональным рынком остается Москва, показатель которой достиг 238,8 тыс. экземпляров (+12,1%). Подмосковье выросло на 15,3% до 136,3 тыс. новых автомобилей. Тройку регионов-лидеров замыкает Санкт-Петербург с результатом 112 тыс. машин (+11,2%). На долю столичных регионов приходится почти 30% всего российского рынка новых автомобилей.

Среди остальных субъектов РФ лидирует Татарстан (71,6 тыс. шт.; +1,7%), занявший четвертое место в рейтинге. Далее следуют Краснодарский край (62,1 тыс. шт.; +12,6%) и Башкортостан (58,9 тыс. шт.; +8,1%). Кроме них, в топ-10 также попадают Самарская (53,9 тыс. шт.; +10,2%), Свердловская (52,6 тыс. шт.; +18,1%), Челябинская (43,5 тыс. шт.; +15,8%) и Ростовская (42,6 тыс. шт.; +6,7%) области.

Все регионы, входящие в топ-30, по итогам 2018 года демонстрируют положительную динамику. Причем у 16 из 30 она выше среднерыночного показателя (+11,9%). Самый большой рост показывает Ханты-Мансийский АО: здесь по сравнению с 2017 годом рынок вырос на 28%. На втором месте – Тюменская область (+22,4%), за которой следует Кемеровская область (+22%).

У остальных субъектов рыночный рост находится ниже 20-процентной отметки. В их числе и Удмуртская Республика – 21,6 тыс. автомобилей, рост 15%, доля – 1,3% и итоговое 20-е место.

В целом, в 2018 году рынок новых автомобилей упал лишь в двух регионах РФ – Чеченской Республике и Ингушетии.

А вот на Дальнем Востоке рост превысил 30%. Лидером же стал Магадан (+48,6%). Связано это с тем, что в прошлом году на территории ДФО сохранились программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», причем их условия даже были улучшены.

Что изменилось за 10 лет

Если брать статистику за 10 лет, то по сравнению с 2008 годом, когда было продано 2,74 млн новых легковых автомобилей, российский авторынок упал на 40%. Более 1 млн экземпляров – это огромные цифры. Сейчас он снова растет, что радует, но еще интереснее наблюдать за изменением его структуры.

До памятного всем мирового кризиса в России отдавали предпочтение автомобилям сегмента С, на долю которых приходилось более 40% рынка. Среди иномарок бестселлером тогда был Ford Focus, который сейчас не попадает даже в топ-20.

Сегодня «бюджетные иномарки» и «доступные кроссоверы» попросту выдавили С-класс, оставив ему всего лишь около 7% рынка.

Вот уже второй год подряд, синхронно с общим ростом, бал правят кроссоверы и внедорожники. Их доля составляет свыше 40%, причем она еще и растет: в 2017 году – 41,9%, в 2018-м – 43,6%. Сегодня в линейке каждого производителя есть не одна такая модель, а некоторые делают ставку исключительно на SUV. Да и Hyundai Creta, который на протяжении двух лет становится самым продаваемым кроссовером в стране, занимает четвертое место в общем рейтинге моделей.

При этом бюджетный сегмент В нарастил свою долю за 10 лет всего на 10%, тогда как SUV – более чем вдвое!

D-класс чуть улучшил свои позиции – ниже 5% он не опускается, но и выше 6% пока не поднялся. Резко сдал А-класс – с 2,3% в 2008-м до нынешних 0,3%. И выбора в этом сегменте тоже почти не осталось.

Рыночная доля автомобилей Е-класса упала более чем в два раза (с 2,8% до 1,2%). Пикапы остались при своих 0,7%. Зато вдвое выросла доля у сегмента LAV/MPV (минивэны, компактвэны и универсалы повышенной вместимости), который благодаря появлению Lada Largus занял 4% российского рынка.

В мире

Мировой рынок легковых автомобилей в 2018 году сохранил положительный тренд предыдущих лет – рост составил 0,2%. По итогам года было реализовано 95,6 млн новых автомобилей.

Но рубежа в 100 млн рынок, вопреки предположениям экспертов, так и не достиг. Динамику подкосило внедрение в Европе всемирно согласованной процедуры испытаний легковых автомобилей (Worldwide Harmonized Light Vehicles Test Procedure, WLTP), из-за чего продажи в сентябре упали сразу на 10,6%. Внес свой отрицательный вклад и кризис в Китае.

За лидерство среди автопроизводителей борются три группы, которые объединяют в общей сложности 21 бренд. На их долю приходится 33,4% мировых продаж автомобилей.

На вершине рейтинга 2018 года, как и в предыдущие два года, расположилась Volkswagen Group (Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, Bugatti, Lamborghini, Bentley, Porsche и Bugatti) – 10,8 млн проданных автомобилей (+2,2%). Ее доля рынка составила 11,4%.

На втором месте – Toyota Motor Corporation (Toyota, Daihatsu, Lexus, Scion) с 10,5 млн проданных автомобилей (+2,2%). Это 11,1% мирового рынка.

Третью позицию занимает Renault-Nissan Alliance (Nissan, Renault, Mitsubishi, Dacia, Lada, Infiniti, Datsun, Renault Samsung, CMC, ZNA) с 10,4 млн автомобилей (+1,3%). Альянс занимает 10,9% мирового рынка, причем в начале года он даже лидировал.

Американцы показали провальные результаты. General Motors Corporation (Chevrolet, Buick, GMC, Cadillac, Holden, Ravon, Wuling, Baojun) снизила производство на 2%. 8,79 млн проданных автомобилей – это 9,2% мирового рынка и 4-е место. Но у Ford Motor Company (Ford, Lincoln) все еще хуже – падение на 8,9% (5,73 млн автомобилей, 6-е место в рейтинге и 6% рынка). У итало-американского производителя F.C.A. (Fiat, Chrysler, Dodge, Ram, Jeep, Alfa Romeo, Lancia, Maserati, Ferrari, Abarth, Iveco) – нулевой рост, 4,84 млн автомобилей и 8-е место.

Корейская Hyundai Group (Hyundai, KIA, Genesis) занимает пятую строчку с 7,5 млн автомобилей (+3,2%).

На седьмом месте – Honda Motor Group (Honda, Acura) с 5,27 млн экз. (-0,6%).

На девятом – французская P.S.A. (Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall, DS) с 4,13 млн проданных автомобилей (-2,9%).

Замыкает топ-10 Suzuki Corporation (Suzuki, Maruti) с 3,2 млн экз. (+1,2%).

Стоит отметить, что из 9 участников мирового топ-25 – китайские компании. Крупнейшая из них, Geely Group, занимает 13-ю позицию с 2,3 млн проданных автомобилей, ростом в 18,6% и 2,4% мирового рынка.

Что интересно, весь российский рынок новых легковых автомобилей практически полностью укладывается в объемы производства японской компании Mazda (1 6333 977) автомобилей в 2018 году. Это четырнадцатый среди крупнейших мировых производителей. Кстати, Mazda в России показывает очень даже неплохую динамику – 22,3%. Это выше, чем все остальные в топ-10 производителей, представленных на российском рынке.

Ольга Абрамова: Cистему господдержки АПК ждет трансформация>>>


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"