|
Человек историчен по определению. Он, собственно, и стал человеком ровно в тот момент, когда начал самостоятельно, независимо
от биологических циклов и мутаций, упорядочивать свое существование во времени – удерживать/хранить коллективную родовую
память о предках. Культ предков преобразовывал будущую неизбежную смерть человека в воображаемое бессмертие в прошлом и стал
первым плацдармом для формирования «исторического пространства», в пределах которого человек и осознает себя,
совершая очередной шаг в неизвестное будущее.
Отсюда эта неотступно сопровождающая человека борьба памяти с забвением, длящейся истории (жизни) – с нерефлектирующей
(внечеловеческой) вечностью (не жизнью). Именно «не жизни» мы противостоим, когда храним и передаем следующим
поколениям материальные знаки былого. Они уже не имеют практического, функционального значения, но несут в себе след, отпечаток
души, духа тех, кто их создал. Поэтому история – это непрерывное душевное, духовное усилие по расширению «пространства
жизни», сохранению содержательно и ценностно осмысленной дистанции между «было» и «стало».
У этой дистанции нет ограничений, и в каком-то смысле наша память о событиях столетней давности равнозначна воспоминаниям
о первых самостоятельных шагах годовалого ребенка. Важна не дистанция, а ее содержание и неравнодушная реакция на него. Именно
этим мы займемся в нашей новой рубрике «БЫЛО – СТАЛО» и ждем от вас, уважаемые читатели, предложений по
ее наполнению.
|
|
Ижевск принадлежит к разряду российских городов, которые возникли по тому же алгоритму, по которому Петр I основал Санкт-Петербург:
побродил император по чухонским болотам, увидел в небе парящего орла и ткнул палкой в берег Невы: «Здесь быть городу!».
Через 57 лет примерно так же поступил А.С. Москвин, вбивший первый колышек в будущую плотину Ижевского пруда, а еще через
46 лет – А.Ф. Дерябин, заложивший Ижевский оружейный завод. Не знаем, летали ли над основателями Ижевска живые
орлы, но бронзовый двуглавый орел в итоге увенчал триумфальную колонну, которой завершалась башня Главного заводского корпуса.
И Москвин, и Дерябин, и С.Е. Дудин понимали, что строят одну из опор Российской империи.
Опора получилась надежной: ижевские оружейники успели внести свою лепту в победу России в Отечественной войне 1812 года.
Лепта была малой, но здесь важно не количество выпущенного оружия, а то, о чем сказал Александр I в Манифесте от 25 декабря
1812 года: «Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия!.. Все Государственные
чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только
же пылающую любовью к Отечеству, только любовью к Богу». С 1807 года ижевские мастеровые участвовали в строительстве
государства, чье настоящее и будущее будет зависеть не только от силы его оружия, но и от единства («единой души»)
его народа.
Имперского орла на триумфальной колонне сменило красное знамя, потом – российский триколор, но Главный корпус оружейного
завода остался символом города, смысл и цель существования которого определили его основатели и приняли 10 поколений его жителей:
быть опорой Государства Российского и делить с его народом общую судьбу.
Поколения-то приняли и поддержали, да вот государство, похоже, в очередной раз взялось перелицовывать собственную историю
и ведет себя хуже, чем революционные солдаты в 1919 году. Те только свалили с триумфальной колонны и утопили в пруду
имперского орла, а строители «новой России» (сказал же один из них, что «Россия – молодая страна.
Ей только 20 с лишним лет») как признали в 1995 году Главный корпус Ижевского оружейного завода «памятником градостроительства
и архитектуры федерального (общероссийского) значения», так и забыли про него. Вот и появился в Ижевске новый символ
– символ государственного беспамятства и неблагодарности: обезглавленная башня над корпусом, на развалинах которого
лет через 10 вырастет молодая березовая роща. Здесь, на этом участке, жизнь, похоже, имеет все шансы отступить перед напором
смерти: частичка «единой души» народа канет в равнодушной вечности, и еще на толику сократится наше общее «историческое
пространство». «Всего на толику?» – спросит кто-то. «На целую толику», – ответим
мы, потому что тут важно направление процесса. Но его в любой момент можно изменить, и недавние шаги руководства республики
вселяют в жителей столицы Удмуртии новые надежды на то, что символ Ижевска вернет себе исходный смысл.
|