2019

Без символа?

Человек историчен по определению. Он, собственно, и стал человеком ровно в тот момент, когда начал самостоятельно, независимо от биологических циклов и мутаций, упорядочивать свое существование во времени – удерживать/хранить коллективную родовую память о предках. Культ предков преобразовывал будущую неизбежную смерть человека в воображаемое бессмертие в прошлом и стал первым плацдармом для формирования «исторического пространства», в пределах которого человек и осознает себя, совершая очередной шаг в неизвестное будущее.

Отсюда эта неотступно сопровождающая человека борьба памяти с забвением, длящейся истории (жизни) – с нерефлектирующей (внечеловеческой) вечностью (не жизнью). Именно «не жизни» мы противостоим, когда храним и передаем следующим поколениям материальные знаки былого. Они уже не имеют практического, функционального значения, но несут в себе след, отпечаток души, духа тех, кто их создал. Поэтому история – это непрерывное душевное, духовное усилие по расширению «пространства жизни», сохранению содержательно и ценностно осмысленной дистанции между «было» и «стало».

У этой дистанции нет ограничений, и в каком-то смысле наша память о событиях столетней давности равнозначна воспоминаниям о первых самостоятельных шагах годовалого ребенка. Важна не дистанция, а ее содержание и неравнодушная реакция на него. Именно этим мы займемся в нашей новой рубрике «БЫЛО – СТАЛО» и ждем от вас, уважаемые читатели, предложений по ее наполнению.
 От жизни той, что бушевала здесь,
 
От крови той, что здесь рекой лилась,
 
Что уцелело, что дошло до нас?
 
(Ф.И. Тютчев)



Ижевск принадлежит к разряду российских городов, которые возникли по тому же алгоритму, по которому Петр I основал Санкт-Петербург: побродил император по чухонским болотам, увидел в небе парящего орла и ткнул палкой в берег Невы: «Здесь быть городу!». Через 57 лет примерно так же поступил А.С. Москвин, вбивший первый колышек в будущую плотину Ижевского пруда, а еще через 
46 лет – А.Ф. Дерябин, заложивший Ижевский оружейный завод. Не знаем, летали ли над основателями Ижевска живые орлы, но бронзовый двуглавый орел в итоге увенчал триумфальную колонну, которой завершалась башня Главного заводского корпуса. И Москвин, и Дерябин, и С.Е. Дудин понимали, что строят одну из опор Российской империи.

Опора получилась надежной: ижевские оружейники успели внести свою лепту в победу России в Отечественной войне 1812 года. Лепта была малой, но здесь важно не количество выпущенного оружия, а то, о чем сказал Александр I в Манифесте от 25 декабря 1812 года: «Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия!.. Все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только же пылающую любовью к Отечеству, только любовью к Богу». С 1807 года ижевские мастеровые участвовали в строительстве государства, чье настоящее и будущее будет зависеть не только от силы его оружия, но и от единства («единой души») его народа.

Имперского орла на триумфальной колонне сменило красное знамя, потом – российский триколор, но Главный корпус оружейного завода остался символом города, смысл и цель существования которого определили его основатели и приняли 10 поколений его жителей: быть опорой Государства Российского и делить с его народом общую судьбу.

Поколения-то приняли и поддержали, да вот государство, похоже, в очередной раз взялось перелицовывать собственную историю и ведет себя хуже, чем революционные солдаты в 1919 году. Те только свалили с триумфальной колонны и утопили в пруду имперского орла, а строители «новой России» (сказал же один из них, что «Россия – молодая страна. Ей только 20 с лишним лет») как признали в 1995 году Главный корпус Ижевского оружейного завода «памятником градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения», так и забыли про него. Вот и появился в Ижевске новый символ – символ государственного беспамятства и неблагодарности: обезглавленная башня над корпусом, на развалинах которого лет через 10 вырастет молодая березовая роща. Здесь, на этом участке, жизнь, похоже, имеет все шансы отступить перед напором смерти: частичка «единой души» народа канет в равнодушной вечности, и еще на толику сократится наше общее «историческое пространство». «Всего на толику?» – спросит кто-то. «На целую толику», – ответим мы, потому что тут важно направление процесса. Но его в любой момент можно изменить, и недавние шаги руководства республики вселяют в жителей столицы Удмуртии новые надежды на то, что символ Ижевска вернет себе исходный смысл.

Виктор Чулков


Комментировать




Елена Вербицкая: "Мы создаем условия для равноправного участия женщин в политической, экономической и культурной жизни общества"

...

Сергей Мусинов: "Коллектив СЭГЗ выполнит планы по диверсификации производства"

...

Алексей Злобин: "ИЭМЗ «Купол» вносит свой вклад в улучшение экологической ситуации"

...

Денис Анищук: "В 2018 году выручка ЧМЗ превысила показатели прошлых лет и составила почти 14 миллиардов рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"